Что значат кавычки в ребусах. Как решать ребусы. Как читать ребусы

Наверное, каждый встречался с ребусами. Ребусы всегда привлекают внимание своим внешним видом. Это вам не судоку из одних цифр, не кроссворды и не сканворды из чёрно-белых клеточек, и тем более не текстовые загадки. Тут картинки! Они-то и привлекают, бросаются в глаза, выделяются среди других задач, и поэтому являются прекрасным видом довольно простых, но при этом популярных головоломок, разгадывать которые интересно и маленьким детям, и взрослым людям, и даже старикам.

Итак, ребусы - это рисованные загадки, в которых искомые слова или фразы «зашифрованы» в виде набора картинок и знаков.

Как их разгадывать? Вначале нужно понять, что же конкретно изображено на рисунке. Иногда это оказывается самым сложным в ребусе. Например, нарисована легковая машина. Какое слово загадано? «Машина»? «Автомобиль»? А может быть, «Нива» или «Москвич»? Или нарисована кошка. Что загадано? «Кошка»? «Кот»? А, может быть, «котёнок» или вообще «Мурзик»? Конечно, чаще всего под рисунком загадывается самое общее слово. Например, если нарисовано некое неопределённое лиственное дерево, то скорее всего загадано именно слово «дерево». Не «ясень», не «яблоня» и не «дуб». Но если нарисована именно яблоня с яблочками, то тут уже загадано скорее всего именно слово «яблоня», а никак не просто «дерево». И да, именно «яблоня», а не «айва», «антоновка» или «мельба».

В общем, думаю, что с картинками всё более-менее понятно. А вот дальше вступают в действие правила, которые позволяют «обрабатывать» загаданное рисунком слово и преобразовывать его во что-то совсем другое.

Приёмы разгадывания ребусов

Итак, есть несколько приёмов, применяемых при составлении и, соответственно, при разгадывании ребусов.

Использование запятых

Приём первый и основной – это удаление лишних букв при помощи запятых (апострофов). Если перед рисунком стоит одна или несколько запятых, то значит из названия изображения нужно удалить одну или несколько первых букв. Если запятые стоят после рисунка, то удалять буквы нужно с конца. Т.е., если изображён БАНТ без запятых, то значит используем все 4 буквы. Если перед бантом нарисован апостроф, то получается [ б АНТ] = АНТ . Если запятая после банта, то получается [БАН т ] = БАН . А если по одной запятой и перед и после банта, то получается [ б АН т ] = АН .

Запятыми можно снимать буквы в начале или в конце слова, в середине не получится. Передние запятые ставятся слева от рисунка и рисуются хвостиком вперёд, задние запятые рисуются справа от рисунка хвостиком назад. Иногда, правда, встречаются ребусы, в которых все запятые смотрят хвостом вперёд. Так делают неграмотные составители ребусов. Чтобы не путать разгадывающих ребус, передние запятые надо рисовать хвостом вперёд, а задние - назад, как на рисунке выше. Правила надо соблюдать, поэтому никаких исключений.

А бывают ещё запятые «вверх ногами», но об этом чуть ниже.

Перестановка букв

Второй приём - перестановка букв при помощи указания нужного порядка. Допустим, нарисована карета, а над или под ней написано 321456. Это значит, что буквы надо взять в указанном порядке. Получим [КАРЕТА (321456)] = РАКЕТА .

Если какая-то цифра пропущена или повторно используется, значит соответствующую букву нужно тоже либо пропустить, либо повторно использовать. Например, нарисованы шорты и порядок букв 4234. [ШОРТЫ (4234)] = ТОРТ . Такой приём неявного удаления ненужных букв не очень хорош, но вполне допустим.

Кстати, ракету из кареты можно сделать и так:

Удаление букв вычёркиванием

Ненужную букву над рисунком можно нарисовать зачёркнутой - значит её не надо учитывать при разгадывании ребуса. Например, [К р ОТ] = КОТ . Или можно указать не букву, а её порядковый номер в слове. Например, [КРОТ(2)] = КОТ.

Удалять буквы вычёркиванием - плохой приём, поэтому его лучше не использовать.

Замена букв

Третий приём - замена букв при помощи знака равенства. Допустим, нарисован пень, и над ним написано П=Л. Значит, надо заменить букву П на Л. Получится «лень»: [ПЕНЬ (П=Л)] = ЛЕНЬ .

Или нарисован слон и над ним написано 1=К. Значит, надо заменить первую букву на букву К. [СЛОН (1=К)] = КЛОН.

Такая замена - тоже не очень хороший приём, для ленивых, поэтому в идеале его лучше не использовать.

Использование слов-невидимок

Четвёртый приём – самое сложное в разгадывании ребусов – это неявное использование слов-связок. Допустим, нарисован овал, а внутри цифра семь. Нужно сначала догадаться, что овал – это буква «О». А раз семёрка внутри буквы О, то ребус читается как [в «О» – «семь»], то есть «восемь». Или такой ребус: нарисованы часы с двумя правыми запятыми «ЧА сы », а за ними на заднем плане большая буква «А». Можно прочитать как [за «ЧА сы » – «А»], [«А» – за «ЧА сы »], [«ЧА сы » – перед «А»], а можно и как [перед «А» – «ЧА сы »]. Что такое ЗАЧАА, АЗАЧА, ЧАПЕРЕДА – непонятно, а вот ПЕРЕДАЧА – вполне себе нормальное слово. В общем, можно использовать любые скрытые союзы и предлоги – «и», «к», «в», «у», «над», «под», «за», «перед», «по», «из» и другие связующие слова. На рисунке ниже показаны разные варианты применения таких слов-«невидимок».

Такие ребусы со словами-невидимками могут расшифровываться по-разному, в зависимости от того, в каком порядке брать слова. Например, на первой картинке нарисован заяц в букве «а». Можно прочитать как [в «А» – «ЗА яц »], а можно и как [«ЗА яц » – в «А»]. Первый вариант даёт слово ВАЗА, а вот второй – ЗАВА. Скорее всего, имелась ввиду именно первая расшифровка, хотя, конечно, если это составная часть большого ребуса, то может быть загадано и ЗАВА:)

    [в «А» – «ЗА яц »] = ВАЗА . (вариант [«ЗА яц » – в «А»] = ЗАВА не подходит)

    [под «К» – « с ОВА»] = ПОДКОВА . (варианты [« с ОВА» – под «К»] = ОВАПОДК, [над « с ОВА» – «К»] = НАДОВАК, [«К» – над « с ОВА»] = КНАДОВА, а также где вместо СОВА используются слова ФИЛИН, НЕЯСЫТЬ и другие – не подходят)

    [«ДО» – к «ЛАД ья »] = ДОКЛАД (вариант [к «ЛАД ья » – «ДО»] = КЛАДДО не подходит)

    [на «К» - « с ЛОН»] = НАКЛОН (вариант [« с ЛОН» – на «К»] = ЛОННАК не подходит)

    [у «П» – « п РЯЖКА»] = УПРЯЖКА (вариант [« п РЯЖКА» – у «П»] = РЯЖКАУП или варианты, где вместо предлога «у» используются «возле», «за» или «рядом», не подходят)

    [перед «А» – «ЧА сы »] = ПЕРЕДАЧА (варианты [«ЧА сы » – перед «А»] = ЧАПЕРЕДА, [за «ЧА сы » – «А»] = ЗАЧАА, [«А» – за «ЧА сы »] = АЗАЧА не подходят)

    [за «СТРЕЛ а »+Ь – « я ЩИК»] = ЗАСТРЕЛЬЩИК

Несмотря на то, что предлоги в русском языке меняют падеж слов, к которым они относятся, в ребусах (как и в кроссвордах и других словесных задачах) все названия даются в именительном падеже .

Словами-невидимками могут выступать не только союзы и предлоги, но и числительные. И со словами можно даже производить математические действия. Например, [ООО] = ТРИО, [К/2] = ПОЛК, [ЯК/3] = ТРЕТЬЯК.

Комбинации из рисованных букв

Напрямую использовать в ребусе буквы, которые обозначают сами себя, не очень хорошо. Их не нужно разгадывать, и это упрощает ребус. Если уж мы используем в ребусе букву, то надо её хотя бы красиво изобразить, чтобы она стала украшением. Красивых шрифтов в интернете сейчас полно, поэтому проблем с этим быть не должно.

Но помимо отдельно стоящих букв в ребусах в качестве шестого приёма применяют комбинации из нескольких букв, используя описанный выше метод со словами-связками. Буквы часто рисуют в виде подвижных фигурок или человечков, чтобы изобразить направление движения. Тогда получается использовать такие слова-невидимки как «к», «от», «с».

Итак, рассмотрим основные такие связки:

    «Буква в букве» : [в «О» – «Л»] = ВОЛ , [«И» в «А»] = ИВА .

    «Буква у буквы» : [«З» – у «Б»] = ЗУБ , [у «Ю» – «Т»] = УЮТ .

    «Буква на букве» : [«З» на «К»] = ЗНАК, [на «Р» – «Ы»] = НАРЫ .

    «Буква под буквой» : [под «О» - «Л»] = ПОДОЛ , [под «В» - «ИГ»] = ПОДВИГ.

    «Буква за буквой» : [за «Л» – «П»] = ЗАЛП , [«ФА» за «Н»] = ФАЗАН.

    «Буква перед буквой» : [перед «Е» – «Л»] = ПЕРЕДЕЛ , [«В» перед «И»] = ВПЕРЕДИ.

    «Буква из букв» : [«В» из «А»] = ВИЗА, [из «Ю» - «М»] = ИЗЮМ.

    «Буква с буквой» : [«О» с «А»] = ОСА , [«М» и «Г»] = МИГ .

    «Буква к букве» : [«О» к «О»] = ОКО , [к «И» – «Т»] = КИТ .

    «Буква от буквы» : [«Ф» от «О»] = ФОТО , [от «Е» – «Ц»] = ОТЕЦ .

    «Буква с буквы» : [«У» с «Ы»] = УСЫ , [с «А» – «Д»] = САД, [«М» и «Н» с «К»] = МИНСК .

    «Буква по букве» : [по «Э» – «Т»] = ПОЭТ , [«Э» по «ХА»] = ЭПОХА .

Изменение порядка букв на обратный

Ещё один приём – это использование перевёрнутого изображения. Если картинка перевёрнута, значит читать буквы нужно в обратном порядке. Нарисован клоун вверх ногами, значит читать надо «НУОЛК». А если перед этим перевёрнутым клоуном написать букву В и поставить две запятые, то получим ребус [В + ну ОЛК] = «ВОЛК ».

Что важно: вместе с рисунком переворачиваются и запятые.

Варианты ребусов

Простой ребус

Самый простой вариант ребуса – это набор картинок с запятыми перед и после. В процессе разгадывания нужно вначале понять, что изображено, затем подставить вместо рисунка буквенное значение, убрать лишние буквы, восстановить порядок букв и подразумеваемых слов-связок и, в конце концов, прочитать то, что зашифровано.

На рисунке выше загадано: [« п НИ» на («КОМАР» + «О» в «А»)] = НИНА КОМАРОВА

Это обычный простой ребус. Но можно пойти и дальше.

Двойной ребус

Можно использовать несколько видов запятых. Например, чёрные и белые. И снимать ими разное количество букв в словах. Такие двойные ребусы придумал А.Завьялов.

    «чёрный» ребус: [« ко ЗА» + «П ни » + « чи Р» + « ив А» + «ВО лк » + « д ЕД» + «Е» + «ЛО гу » + «СТО л » + « я Й цо » + с «М» – «Е» + « б ЛО к »] = ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО

    «белый» ребус: [«КО за » + « п Н и » + «Ч ир » + «И ва » + « во Л к » + « де Д» + «Е» + «ЛОГУ» + « сто Л» + «ЯЙ цо » + с «М» – «Е» + « б ЛО к »] = КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО

Зеркальный ребус

Необычный и довольно редкий вид ребусов - зеркальный. Здесь нужно использовать зеркало. Разгадывающему даётся только одна часть ребуса, а вторую часть придётся читать в зеркале. При этом слова задом-наперёд читать не надо, они же в зеркале остаются нормальными. А вот запятые в зеркале снимают буквы совсем по-другому.

Такой ребус составить ещё сложнее, чем двойной, но ничего невозможного нет, и ниже я опишу метод создания подобных ребусов.

На картинке загадано: [« аис Т» + « пл У г » + « п Л уг » + «А ист »] = ТУЛА .

Как вариант, можно составить ребус, который целиком будет читаться только в зеркальном отражении. По сложности составления он будет как и обычный ребус, да и выглядеть будет так же, но при разгадывании возникнут проблемы. Пока разгадчик не догадается, что ребус надо разгадывать, смотря в зеркало, он ничего не поймёт, потому что запятые будут снимать и, соответственно, оставлять совершенно другие буквы.

Ребус с вычитанием

Обычно в процесе разгадывания ребуса по умолчанию подразумевается, что разгаданные части ребуса соединяются вместе для образования ответа, то есть складываются или, как говорят программисты, конкатенируются.

Но можно явно использовать знаки сложения и вычитания. Тогда там, где плюс, надо будет складывать нужную, а там где минус – «отнимать» ненужную часть слова. Например, [«КОРЕНЬ» - « т ЕНЬ»] = КОР. Ну и для полного комплекта, конечно, можно применять для группирования скобки. И хотя это самый натуральный «математический» ребус, называть мы его так не будем, потому что под обычно понимают совершенно другое.

[«С» + («КОРЕНЬ» - « т ЕНЬ») + («ОЛЕНИ» - « к НИ ги ») +
+ « с ТО» + («ГОТОВАЛЬ ня » - « п АЛЬ ма ») +
+ «Ь» + «С ук » + « ма ЯК» + («ПОВОРОТ» - «ВОРОТ») +
+ («ХОДУЛИ» - «УЛИ тка ») + (« з АМОК» - «ОК но »)] =
= С + КОР + ОЛЕ + ТО + ГОТОВ + Ь + С + ЯК + ПО + ХОД + АМ =
= СКОРО ЛЕТО, ГОТОВЬСЯ К ПОХОДАМ!

Рассыпанный ребус

Обычно ребус разгадывается линейно слева направо буква за буквой, пока не прочитается слово или текст. Но что если слоги ребуса дополнительно перемешать? Такие ребусы сродни криптограммам. Помимо того, что нужно разгадать, что зашифровано рисунками, придётся ещё после этого восстановить их последовательность.

Сначала разгадываем картинки. [« т ЕЛЁН ок » + Ы]=ЕЛЁНЫ . На второй картинке Каспийское море [«МОР е »]=МОР . На третьей платье: [« п ЛАТ ье »]=ЛАТ . Буква «Ь» маленькая, поэтому скорее всего она стоит на «Д», а не «Д» стоит под «Ь»: [«Ь» на «Д»]=ЬНАД . Шахматный конь намекает на то, что обход рисунков надо производить «ходом коня» - буквой «Г». Где начинать - неизвестно, а заканчивать надо на клетке с книгой. [«КНИГА»]=КНИГА ? Странно. Ладно, потом подумаем. «П» - это «П». [«ЗУБ(231)»]=УБЗ . [«О» у «ЛУК»]=ОУЛУК. Что-то нечитаемое. Может быть, [у «ЛУК» - «О»]=УЛУКО ? Тоже непонятно. Пошли дальше. [«Ь» + «ЯД»]=ЬЯД . [«ЙЗ»]=ЙЗ, [«бУБЕ н »]=УБЕ , [« з АЯЦ»+Е]=АЯЦЕ .

Получаем табличку:

А теперь обратным ходом пытаемся восстановить ход коня, попутно пытаясь сцепить куски текста в нечто осмысленное. «ЕЛЁНЫ» - это скорее всего кусок от слова «ЗЕЛЁНЫЙ». Значит соединяем «УБЗ+ЕЛЁНЫ+ЙЗ». А «УЛУКО» хорошо дружит с «МОР»+«ЬЯД». Получается «УЛУКО МОР ЬЯД УБЗ ЕЛЁНЫ ЙЗ». Ничего не напоминает? :) В общем, получается «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе КНИГА!!!» И вовсе это, оказывается, не книга, а «ТОМ ». Обходить клетки надо вот так:

Ребус на иностранном языке

Ребус со словами, загаданными на иностранном языке, для иностранца будет обычным ребусом, а вот для «нашего» может стать довольно сложной головоломкой. Не оттого, что разгадывающий не знаком с иностранным языком, а из-за того, что нужно вначале догадаться, что слова в ребусе не русские.

[«DO g » + «Y» + « h OU se » + «PLA ne » + «Y» + «CHE ese » + « gla SS»] =
= DO YOU PLAY CHESS ?

Это было руководство, как разгадывать ребусы. Дальше можно почитать о том, .

Ссылки

    http://rebus1.com/ - Сайт, посвящённый ребусам. Тысячи ребусов с ответами, генератор ребусов. Правила немного отличаются, от описанных мной. Часто применяются замены и вычёркивания, прямые картинки, отдельные буквы, а также куски ребусов в виде шифров замены. Поэтому не все ребусы хороши. Но в целом сайт очень хорош.

Добрый день, наши любознательные читатели! Ребусы для 1 класса в картинках очень полезно разгадывать не только детям, но и взрослым. Они помогают скоротать время за увлекательным занятием, а также развивают воображение, смекалку и логику.

Хотите, чтобы ваш школьник хорошенько размял мозги? Сначала потренируйтесь сами. Мы отобрали для вас 15 видов занимательных головоломок, которые задействуют знания ученика в письме, математике и других предметах. Ко всем головоломкам прилагаются ответы.

Зачем нужны ребусы?

Учителя иногда предлагают разгадывать ребусы на уроках и порой задают их детишкам домой. В современных учебниках для первого класса, например в азбуке Горецкого, вы встретите много подобных заданий. Эти необычные головоломки позволяют:

  • повысить интерес школьника к восприятию новой информации;
  • развить гибкость мышления;
  • искать нестандартные решения;
  • расширить кругозор;
  • снять излишнее напряжение в процессе учёбы;
  • внести разнообразие в занятия.

Интересные зашифровки на любой вкус вы сможете распечатать из интернета. Также можно усадить вашего ребёнка за компьютер, чтобы он смог разгадывать головоломки в режиме онлайн.

Основные правила составления ребусов

У вас случалось такое, что сын или дочка просят помочь разгадать головоломку, вы с рвением берётесь за неё - и не можете её решить? Мы знаем, почему так бывает. Вам стоит усвоить основные правила составления подобных заданий.

Перевёрнутая картинка

Если на картинке изображён перевёрнутый предмет, то его название следует подставлять в отгадку задом наперёд.

Например, решение этой головоломки выглядит так: «КА» + перевёрнутое «КОТ» = «КА» + «ТОК».

Ответ: «Каток».

Использование запятых

Это один из самых частых приёмов. Запятая на рисунке обозначает, что из слова нужно удалить букву. Количество запятых всегда равняется количеству символов, которые следует убрать.

При этом запятые слева от изображения означают, что нужно удалить первые буквы, а запятые справа от картинки призывают отбросить последние.

Ответ: «Кабан».

Буква возле картинки

Буква возле картинки обязательно станет частью отгадки. Если она стоит перед изображением, то её место в начале слова, если после него - то в конце. Такие задания являются простыми, поэтому с них лучше всего начинать знакомство первоклашки с головоломками.

Ответ: «Экран».

Зачёркнутая буква или знак равенства

Часто возле рисунка пишут зачёркнутую букву, а рядом указывают другую. Это значит, что зачёркнутую букву в слове, обозначающем изображённый предмет, нужно заменить на другую. Действуйте по такому же принципу, если видите математический знак равенства между буквами.

Ответ: «Корова».

Цифры под рисунком

Если под изображением или над ним вы увидите цифры, то напишите название картинки и переставьте местами буквы в указанном порядке.

Ответ: «Силач».

Есть и более сложные варианты подобных ребусов. Если под изображением написано меньше цифр, чем букв в заданном слове, то из названия берём только те символы, номера которых указаны на картинке.

Горизонтальная линия

Горизонтальная линия, которая делит загадку на верхнюю и нижнюю части, говорит о том, что в середине слова будет стоять предлог «над», «под» или «на».

Ответ: «Канава».

Буквы внутри изображения

Буква или предмет, находящиеся внутри символа или геометрической фигуры, означают, что в отгадке повстречается предлог «в».



Ответы: «Ворона», «Вред».

Рисунок за рисунком

Если изображения словно прячутся одно за другим, то самое время использовать слово «за».

Ответ: «Казань».

Буква, состоящая из маленьких буковок

Когда из маленьких символов составлен один большой - смело применяйте предлог «из».

Ответ: «Внизу».

Ноты

Изображение нот в ребусе служит поводом для использования их названий в решении. Детям, которые не знают нотный ряд, обычно дают подсказку.

Ответ: «Доля», «Фасоль».

Символы, взявшиеся за руки

Если буквы держатся за руки, то для отгадки применяем предлог «и» или «с».

Ответ: «Оса».

Бегущие символы

Когда весёлые буковки убегают друг от друга или радостно бегут навстречу, то используем предлог «к» или «от».

Ответ: «Отток».

Цифры рядом с буквами

Если на рисунке изображены буквы, а рядом цифры, то в отгадке употребляем название цифры в комбинации с указанными символами.

Ответ: «Стоянка».

Некоторые цифры могут быть зашифрованы под разными названиями. Например, цифра «1» может звучать, как «один», «раз» и даже «кол».

Ответ: «Развилка».

Математические действия

В ребусы можно зашифровать не только слова, но и числа. Например, чтобы отгадать эти с виду простые примеры, предстоит хорошо подумать и подключить знания по математике:

Треугольником обозначено число с одним разрядом. При этом, если сложить его 4 раза, то получится однозначное число, обозначенное квадратиком, а если сложить его 5 раз, то выйдет двузначное число, обозначенное на рисунке кружком и ромбом.

Проверка:

2 + 2 + 2 + 2 = 8,

2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10.

Комбинированные зашифровки

Предлагайте вашему ученику различные варианты головоломок почаще, и вскоре он будет с лёгкостью отгадывать их самостоятельно. Теперь можно перейти и к более изощрённым вариантам заданий. Например, как вам такой вариант?

Ответ: «Весло».

Учимся с интересом

Ну что, вы убедились, что разгадывание ребусов - это целая наука со своими понятиями и правилами? Надеемся, что смогли помочь вам разобраться в ней. Как же привить ребёнку интерес к столь креативному способу обучения? «Эврика» даст несколько простых советов:

  • Начинайте с самых простых заданий и постепенно переходите к более сложным.
  • Действуйте ненавязчиво.
  • Придумывайте ребусы сами и привлекайте к этому занятию ребёнка.
  • Используйте разгадывание головоломок как соревнование с призами для победителей - например, на детском дне рождения.
  • Помогите малышу, если он долго не может справиться с заданием.
  • Хвалите за правильную расшифровку и будьте деликатны, если он не справляется.

Мы рады развеять миф, что учёба - это трудно и скучно. Надеемся, нам это удалось! Передайте положительный настрой вашему юному ученику и поделитесь впечатлениями в комментариях к этой статье. До скорых встреч!

Дата: 19.12.2015 г. как решать ребусы

Это основные правила, которые помогут научиться разгадывать ребусы. Они приведены в следующем коротком мультфильме, а также более развернуто рассмотрены ниже по тексту.

Примеры ребусов увеличиваются при нажатии.

1. Картинка, геометрическая фигура, число или музыкальная нота означает, что для разгадки надо прочитать название того, что изображено. Например, число «100» вместе с буквой «Л» превращается в «СТОЛ», нота «СИ» с добавлением слога «ЛА» даёт нам слово «СИЛА», а фигура «РОМБ» с отнятой последней буквой и стоящей впереди буквой «Г» превращается в слово «гром»:

Как разгадывать ребусы. Ребус читается как: СТО + Л. Можно разгадывать, как СТОЛ. Ребус-1


Как разгадывать ребусы. Ребус читается как СИ (нота) + ЛА. Можно разгадывать, как СИЛА. Ребус-2


Как разгадывать ребусы. Ребус читается, как Г + РОМ (фигура ромб без последней буквы). Можно разгадывать, как ГРОМ. Ребус-3

2. Запятая означает, что надо убрать крайнюю букву (в начале или в конце) у картинки, рядом с которой стоит запятая. Две запятые означают удаление двух букв. Направление хвоста запятой показывает в сторону картинки, от которой надо отнять букву. Ребусы, содержащие элемент с большим количеством запятых нежелательны, поскольку размазывают смысл используемого элемента. Ниже приведён пример, где слово «ЗАБОР» с отнятием двух первых букв, разгадывается, как «БОР» - хвойный лес:

Как разгадывать ребусы. Правило-2. Ребус-4

3. Зачеркнутая буква или цифра над картинкой peбyca означает, что для разгадывания из этого слова убирают эту букву или букву с указанным номером, и в некоторых случаях меняют на другую букву. Например, слово «КИТ» превращается в слово «КОТ», «СТОЛ» превращается в «СТУЛ»:

Как разгадывать ребусы. Правило-3. Ребус-5


Как разгадывать ребусы. Правило-3. Ребус-6

4. Буквы, цифры или картинки могут находиться друг в друге, одно на другом, прятаться за спиной у другого, состоять одно из другого, тогда к решению peбycа добавляются «В», «НА», «ЗА», «ИЗ». Например, буква «О», внутри которой есть буквы «ДА», превращаются в слово «ВОДА», буквы «КА», стоящие на букве «У», превращаются в слово «наука», букву «Ц», стоящую за буквой «Я», можно решить, как слово «ЗАЯЦ», а большую букву «А», состоящую из маленьких букв «Б» нужно разгадывать, как слово «ИЗБА»:

Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-7


Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-8


Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-9


Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-10

Необходимо отдельно сказать о ребусах, в разгадывании которых появляются фрагменты «НА» и «НАД», а также о ребусах, в которых существует вариативность «НАД»-«ПОД» и «ПЕРЕД»-«ЗА». В примере видно, что стоящие на буквах «ДЕ» буквы «ЖДА» разгадываются, как «НАДЕЖДА». То же самое решение получается, когда «ЖДА» висит над буквой «Е». Зеркальный вариант в случае «висящих» друг над другом букв может подразумевать положение «ПОД», как в ребусе «ПОДВАЛ». Аналогично зеркальное решение имеется в случае постановки одних букв за другими, тогда ребус можно разгадывать варьируя подстановки «ЗА» и «ПЕРЕД», как в ребусе «ПЕРЕДЕЛКА».

Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-18


Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-19


Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-20


Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-21

5. Несколько одинаковых букв подряд при разгадывании означают добавление вперед числительного - по количеству этих букв. Например, семь букв «Я» означают «СЕМЬЯ»:

Как разгадывать ребусы. Правило-5. Ребус-11

6. Перевернутые рисунок или часть слова - означают, что ребус надо решать читая слово наоборот. Например, перевёрнутая картинка кота превращается в слово «ТОК»:

Как разгадывать ребусы. Правило-6. Ребус-12

7. Вставка в виде «галочки» означает, что нужно вставить дополнительную букву в слово, на которое направлена эта «галочка». Например, если над цифрой «2» стоит этот знак, и с цифрами «1» и «2» по бокам, то надо вставить в слово «ДВА» указанную букву - в нашем случае «И» - между первой и второй буквами. А так как после двойки есть еще буква «Н», то весь ребус можно решить как «ДИВАН»:

Как разгадывать ребусы. Правило-7. Ребус-13

Приведенные выше правила - основные, помимо них есть еще некоторые «нечеткие» дополнительные правила: множественная выборка букв из названия элемента (когда над элементом указываются множественные цифры); указание стрелкой на фрагмент элемента; нечеткая взаимная постановка элементов (обыгрывающая предлоги «У», «С», «ОТ», «ПО»).
Но эти дополнительные правила размывают смысл головоломки-ребуса, превращая его в задачу множественного перебора-выбора. Если в ребусах для более старшего возраста эти правила иногда применяются, то для в ребусах для детей их применение нежелательно, потому что детям в первую очередь необходимо освоить сами алгоритмы решения, и это следует делать, основываясь на четких правилах.
Ниже приведены примеры «нечетких» ребусов:

Как разгадывать ребусы. Нечеткое правило. Ребус-14


Как разгадывать ребусы. Нечеткое правило. Ребус-15


Как разгадывать ребусы. Нечеткое правило. Ребус-16


Как разгадывать ребусы. Нечеткое правило. Ребус-17

Также иногда в ребусах используется приём вложенности, обозначаемый скобками. В таком случае ребус состоит из других ребусов, вложенных в него. Этот приём иногда используется в ребусах для более старшего возраста. Для детей такие ребусы нежелательны, поскольку детям сначала следует дать основные алгоритмы разгадывания. Пример такого ребуса на рисунке ниже:

Как разгадывать ребусы. Приём вложенности. Ребус-22

Ребусы (в т.ч. и наряду с другими задачами) при грамотном применении являются эффективным средством для обучения детей. Предлагая ребёнку головоломки соответствующего класса, можно целенаправленно развивать «аппаратную часть» мозга, последовательно обучая его алгоритмам решения задач и навыкам умозрительного конструирования.
Текст и иллюстрации: А.Фокин.

Знакомая всем с детства разновидность головоломки - это ребус, но далеко не все могут с уверенностью ответить на вопрос, как же правильно его разгадывать. К тому же ребусы бывают четырех разновидностей: с буквами, цифрами, картинками и нотами, плюс те подвиды, которые включают в себя комбинацию из этих четырех типов. Казалось бы, запутаться - легче легкого. Вовсе нет. Зная правила и понимая как разгадывать ребусы, вы получите от процесса массу удовольствия.

Если задаться вопросом, откуда пошло такое название - ребус, то выяснится, что с латинского, слово "rebus" означает "при помощи вещей" . То есть фактически передает суть головоломки, в которой нужное слово или фраза зашифровывается при помощи предметов, изображенных на картинке. Решать и составлять такие задачки рекомендуют с помощью определенных правил.

Как разгадывать основные виды ребусов

Принято считать, что самыми простыми являются загадки, состоящие из картинок. Тут можно поспорить, поскольку и такие головоломки бывают весьма непростыми, но для восприятия и развития правильного ассоциативного ряда они, безусловно, проще. Вся соль таких заданий состоит в том, что практически любое изображение можно толковать по-разному, и именно в подборе вариантов состоит смысл любой головоломки. Итак, главные правила, руководствуясь которыми, следует решать такой ребус, это:

  1. Последовательно перечислить предметы на картинке, слева направо, в единственном числе и именительном падеже.
  2. Если на картинке предмет изображен в перевернутом виде, значит, его название читается задом наперед.
  3. Если, кроме картинки в задании присутствуют запятые, они означают, что у изображенного на картинке слова нужно отнять столько знаков, сколько нарисовано запятых. Если запятые изображены в начале слова, значит, и буквы нужно отнять в начале слова. Если запятые присутствуют в конце слова – соответственно, отнимать нужно последние символы.
  4. Также задачка может содержать в себе и стрелки. Они означают, что после того, как была правильно разгадана картинка, ее название нужно прочитать задом наперед. Кроме того, направлениями стрелок может быть указано прямое и обратное прочтение слогов, а не целого слова.

Как разгадать ребус, в котором масса букв?

Несколько сложнее бывает раскусить, что же зашифровано в ребусе с буквами. На первый взгляд, такая задачка может показаться лишенной смысла. Зная основные правила, найти правильный ответ будет не так уж сложно, как кажется сначала. Итак, как решать ребусы, которые состоят из сплошных буквосочетаний или комбинаций их с картинками .

  1. Если в ребусе изображены буквы, при этом одна из них или несколько находятся внутри другой литеры, то их нужно проговорить с добавлением предлога «В».
  2. При изображении букв или буквосочетаний, расположенных одно над другим, их название нужно читать с добавлением предлогов «на», «над» или «под».
  3. Иногда в головоломке изображен символ, состоящий из множества повторений другой буквы или слога. В этом случае, к разгадыванию ребуса непременно нужно добавить слог «из».
  4. Если изображение литеры или слога включает в себя другую букву или слог, повторяющийся несколько раз – то используется предлог «по». Этот же предлог используют, если у какого-то символа вдруг отросли ноги, и он шагает по другой букве или слогу.
  5. Если изображение шарады включает в себя буквы, расположенные на разном плане – одни ближе, другие дальше, значит, к разгадке добавится предлог «за». За буквой на переднем плане – буква на заднем плане.
  6. Если же буквы «приваливаются» одна к другой – в ход идет предлог «к», или «у». Как правило, начинают произношение с «привалившейся», меньшей буквы.
  7. Еще один вариант ребуса с буквами - это один или несколько зачеркнутых слогов. Тогда отгадка содержит в себе слог «не». Например, зачеркнутый слог «уч», таит в себе слово «неуч».
  8. Если в ребусе изображено две одинаковых буквы, в решении будет присутствовать слово «пара».
  9. Когда речь идет о комбинированных криптограммах, содержащих в себе и литеры, и картинки, некоторые литеры могут быть зачеркнуты. В таком случае слово, изображенное на картинке должно читаться без зачеркнутого элемента. В другом случае, какая-либо составляющая слова может быть заменена на другую, тогда между буквами ставят знак «равно».

Цифры и ноты

Криптограммы с цифрами практически никогда не состоят из одних лишь цифр, как правило, они встречаются в комбинации с картинками, буквами, нотами и прочим. По сути, наличие цифр – это вспомогательный фактор, диктующий условия для разгадывания ребуса. Как разгадывать ребусы с цифрами:

  • Если над изображением какого-либо предмета стоят цифры в разном порядке, это значит, что буквы изображенного слова читаются в указанном порядке.
  • Если цифры в ребусе зачеркнуты, значит, из него нужно выкинуть те буквы, которые соответствуют зачеркнутым цифрам.

Ребусы с нотами могут показаться людям, не имеющим музыкального образования, сложными и требующими особых знаний для того, чтобы их решать. Отчасти они правы – в таких головоломках в большинстве случаев используют изображение нот, для обозначения соответствующих им слогов – «до», «ре», «ми» и т.д. И тогда придется вспомнить школьные уроки музыки, и определить, что за нота изображена в ребусе.

В некоторых, упрощенных случаях, изображение скрипичного ключа дает понять, что задействовано лишь слово «нота».

Видео

Это полезное видео научит вас разгадывать и решать ребусы.

В ноябре 2007 года я писала . В одном из ребусов было загадано слово с ошибкой: «лунАход». Ещё в одном был загадан глагол «натянули», и его с трудом могли отгадать даже взрослые. Ясно, что составители ребуса нарушили некие правила. А какие?

Мы любим разгадывать головоломки - шарады, ребусы, чайнворды, кроссворды, лабиринты, криптограммы, загадки, шуточные задачки. Решая их, не больно-то мы и задумываемся, по каким правилам они составлены. Кто, к примеру, нас учил, что чайнворд - тот же кроссворд, только его надо решать «по кругу»? Да мы это в детстве знали ещё раньше, чем таблицу умножения! И знали, что перевёрнутая картинка в ребусе означает: «Читай слово задом наперёд».

Это всё - неписаные руководства для тех, кто отгадывает головоломки.

Но существуют ли правила, по которым составляются различные виды головоломок? Например, правила составления ребуса?

Я попыталась сформулировать правила составления ребуса, опираясь на примеры ребусов различной сложности и просто исходя из разумной логики. И вот что получилось.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ РЕБУСА

Введение

Слово «ребус» происходит от латинского слова «res» - «вещь».

Суть ребуса - загадка, сформулированная в виде рисунка (либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами.

Решить ребус - значит «перевести» всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.

Общие положения

  1. Ребусом загадывается какое-либо слово либо предложение (обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).
  2. Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков либо фотографий, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее), не ограничивается.
  3. Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой «загадки в картинках».
  4. Эти приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.
  5. Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается.

Требования к ребусу

  1. Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: «Найди два решения этого ребуса».
  2. Загадываемое слово или предложение не должно содержать орфографических ошибок.
  3. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть оговорено в условиях ребуса (например: «Отгадай причастие»).
  4. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: «Отгадай пословицу»).
  5. Ребус должен составляться слева направо.

Основные приёмы составления ребуса

  1. Переворачивание «вверх ногами» рисунка (либо фотографии), знака, символа, фигуры (далее - картинка , в отличие от буквы и цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд.
  2. Применение запятых (также и перевёрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных букв. При этом:
    • количество запятых соответствует количеству удаляемых букв;
    • запятые, стоящие слева от картинки, указывают на удаление начальных букв слова;
    • запятые, стоящие справа от картинки, указывают на удаление конечных букв слова.
  3. Помещение буквы или нескольких букв справа от картинки служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце загадываемого слова.
  4. Зачёркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею другой буквы служит для указания, какую букву на какую следует заменить в загаданном слове.
  5. Проставление математического знака равенства между двумя буквами служит для указания замены одной из этих букв на другую.
  6. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой , тоже служит для указания соответствующей замены букв. Также стрелка может расшифровываться как предлог «к». Например: слово «сок», далее - стрелка, направленная вправо, и буква «у» - всё это читается так: «кусок».
  7. Помещение над рисунком (или над символом, над сочетанием букв) горизонтальной стрелки, направленной остриём влево , служит для указания, что после расшифровки слово или его часть надо прочитать задом наперёд.
  8. Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 (и так далее) служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 - вторую и так далее). При этом:
    • изменение порядка цифр служит подсказкой: «Измените порядок букв в загаданном слове». Например, цифры 3, 2, 1, 4 над картинкой пилы показывают, что в слове «пила» надо переставить первую и третью буквы; ответ: «липа»;
    • употребление цифр в меньшем количестве, чем букв в загаданном слове, служит подсказкой, что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв. Например, над картинкой пилы стоят две цифры: 4, 1. Это означает, что из слова «пила» надо отобрать только две буквы: четвёртую и первую, причём поставить их именно в этом порядке; ответ: «ап»;
    • употребление зачёркнутых цифр служит подсказкой, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы. Например, над картинкой пилы стоят цифры 1, 2, 3, 4, при этом цифра 4 зачёркнута. Это означает, что в слове «пила» надо убрать четвёртую букву; ответ: «пил». (Зачёркнутая цифра может и не стоять в ряду остальных цифр, при этом её значение то же самое.)
  9. Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний «на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом загадывается какая-либо фраза.
  10. Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из», «на», «перед» и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а также буквы «и», являющейся союзом. Например:
    • наложение картинок, букв друг на друга, когда они как бы выглядывают друг из-за друга или друг из-под друга, прислонились друг к другу, служит для зашифровывания «за», «перед», «на», «под», «сквозь», «у», «к» и т. п. (например, буквы «ка» «спрятались» за букву «н» - это «казан»);
    • «разбрасывание» по картинке или по букве каких-либо одинаковых букв служит для зашифровывания «по» (например, буквы «и» как бы рассыпаны по букве «н» - это «пони»);
    • вписывание в картинку или в букву других букв служит для зашифровывания «в» (например, буквы «сли» вписаны в букву «а» - это «слива»);
    • изображение букв, фигур, взявшихся «за руки», служит для зашифровывания «и», «с» (например, взявшиеся «за руки» буквы «к» и «т» - это «кит», а «о» и «а» - «оса»);
    • изображение букв, фигур, убегающих друг от друга, подбегающих друг к другу, выходящих откуда-либо, взбирающихся на что-либо, входящих куда-либо, бегающих по чему-либо и так далее - для зашифровывания «к», «от», «из», «на», «в», «по» и т. п.
  11. Использование перечисленных и других аналогичных приёмов в самых различных сочетаниях (комбинациях) (например, использование одновременно и перевёрнутой картинки, и запятой перед нею).
Похожие публикации