Головоломки на тему осень. Самые лучшие ребусы про осень. Про животных и о птицах

Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «Ненецкая санаторная школа-интернат», г. Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю вашему вниманию авторские ребусы об осени для проведения конкурсов, внеклассных мероприятий, оформления стенгазет и стендов. Материал может быть полезен для учителей начальной школы, воспитателей интернатов, организаторов внеклассной работы и родителей. Предназначен для учащихся 3-4 классов. Конкурс проводится между тремя командами из 3-5 человек (можно сформировать 6 команд). Продолжительность конкурса 30-40 минут.
Цель: организация внеурочной деятельности младших школьников в форме конкурса ребусов
Задачи: Закрепить знания детей об осенних месяцах и осенних праздниках
Познакомить с пословицами об осени
Формировать интерес к творчеству поэтов-классиков
Расширять кругозор детей
Развивать логическое мышление, воображение.
На одной карточке зашифрованы современные названия осенних месяцев, на другой – старинные. Ребятам надо их отгадать, соединить современное название со старинным и поставить месяца в правильном порядке.

За правильное соединение – 1 балл за каждый месяц,
За правильный порядок месяцев – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 10




Имя хмурень сентябрь получил благодаря своим погодным отличиям от других – небо начинает часто хмуриться, идут дожди.
Октябрь у наших предков он известен под именем листопада, от осеннего падения листьев.
В старину ноябрь назывался грудным, от груд замерзшей земли со снегом,Каждая команда получает свою карточку. Надо расшифровать названия праздников и догадаться, к какому месяцу они относятся.
За каждый правильно отгаданный ребус – 1 балл,

Максимальное количество баллов – 4




Каждая команда получает свою карточку. Надо расшифровать пословицу и догадаться, о каком месяце идёт речь, и постараться объяснить смысл этой пословицы.
За пословицу – до 5 баллов
За правильно угаданный месяц – 1 балл
За правильно раскрытый смысл пословицы –до 2 баллов
Максимальное количество баллов – 8




Каждая команда получает свою карточку, на которой зашифрованы 2 строчки стихотворения, которые им и надо отгадать. Также из предложенных поэтов надо выбрать автора этого стихотворения.
За правильно расшифрованный ребус – до 6 баллов
За правильно названного автора – 1 балл
Максимальное количество – 7 баллов


Ответ:
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,


Ответ:
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.


Ответ:
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
Перед дождем
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...
(Н. Некрасов)

Подведение итогов.

Можно вместе с детками разгадывать увлекательные ребусы про осень . В каждом ребусе зашифрованы названия предметов, различных явлений природы с помощью букв, картинок, цифр и символов. Главная их особенность в том, что наблюдать их можно только в осенние месяцы. Вам стоит только выглянуть в окно, выйди на улицу на прогулку, и вы обязательно увидите эти зашифрованные слова своими глазами.

Ребусы про осень с ответами - это простые загадки-головоломки , потому что они ориентированы на детей до 8-9 лет, которым будет интересно вспоминать, какие изменения происходят в природе с приходом первого осеннего месяца.

Например, вы видите ребус, на котором нарисована «8», впереди которой стоит одна запятая. Под «8» указано «М=Н». Значит, ход ваших размышлений должен идти следующим образом: «8» - это слово «восемь», запятая указывает, что первую букву слова не надо учитывать, то есть у вас остается слово «осемь». М=Н указывается на то, что в слове надо заменить букву «М» на букву «Н», следовательно, вы получаете правильный ответ на ребус - «осень». Также в данном ребусе могло быть указано 5=Н, то есть пятая буква в слове «восемь» должны быть заменена на «Н».

Поскольку осенью часто идут дожди, то и дождливая тематика будет актуальна для детских ребусов. Например, такие ребусы: на картинке изображена «луна», под ней указано «Н=Ж». Значит, у вас получается слово «лужа». Учитывайте, что если луна изображена не полная, то слово может быть зашифровано за картинкой «месяц».

Если вам нравятся смешные загадки про зонт , то обратите внимание и на такой ребус - он достаточно необычный по своему изображению. На картинке в начале изображена буква «З», далее следует изображение «нос», под которым стоят две цифры «2, 1», что говорит о том, что сначала надо взять вторую букву, а затем - первую: у вас получится «он». Буква «С» из слова «нос» выкидывается, о чем вам говорит запятая в конце изображения. Дальше на картинке изображен «кит», под ним стоит числовая последовательность «3, 2, 1» - значит, получается слово «тик». А слово целиком - «зонтик».

Все знают, что осень - грибная пора, поэтому вы можете не только разучить , но и разгадать ребусы про осень для школьников о грибах. На картинке в начале нарисована большая буква «Г», далее изображена «рыба», под картинкой есть уточнение, что «Ы=И», то есть буква «Ы» в слове «рыба» заменяется на букву «И». После картинки стоит запятая, которая обозначает, что последнюю букву в слове «рыба» вы не должны учитывать при отгадывании ребуса. Таким образом, слово «рыба» преобразовывается в слово «риб», к этой части присоединяется заглавная «Г» и получается слово «гриб», что и является ответом на ребус.

Ребус – логическая игра, в которой надо разгадать ответ по картинке. На последней изображаются предметы, животные и растения, буквы и цифры. Имеет значение их взаимное расположение. Даже для непосед ребусы могут стать увлекательным занятием, если подать его в игровой форме. Например, можно предложить научить ребенка, как разгадывать шпионские шифровки.

И от самых простых картинок-головоломок для дошкольного возраста добраться до сравнительно сложных. Уверяем: если ваше чадо увлечется и научиться включать логическое мышление, со временем уже вы будете учиться у него, как решать загадки в картинках.

Ребусы придуманы на огромное множество тем. Главное, чтобы каждое слово, буква и предмет, служащие ответом к картинке, были уже знакомы малышу.

Как решать ребусы для детей с буквами в картинках?

Если вы заинтересовались ребусами, то, скорее всего, знаете преимущества этих логических задачек. Они развивают память, сообразительность, скорость мышления, умение ориентироваться в ситуации и применять уже полученные знания.

Чтобы научить ребенка 6-7 лет, как правильно решать задания, для начала начала объясните ему правила. Не нужно настаивать, чтобы он запомнил все сразу. Скорее всего, вы и сами их все не знаете. Лучше за день объяснять одно-два и подкреплять тематическими заданиями. Последние можно распечатывать (удобнее для занятий на улице) или показывать с монитора. На следующих занятиях тоже лучше не предлагать слишком много материала. Важно объяснить чаду, что сначала ему нужно правильно идентифицировать и назвать предмет, изображенный на картинке. И только потом в отношении этого слова применять правила.

Итак, почитаем основные правила! В частности, определимся, что означает запятая, перечеркивание, перевернутый предмет и другие тонкости в картинках.

  • Что значит запятая в начале или конце ребуса?
    Запятая внизу или вверху перед картинкой значит, что от названия изображенного предмета надо отбросить одну букву в начале. Соответственно, видим две запятые – отбрасываем две первые буквы. Эти значки встречаются очень часто.
  • Что значит перевернутая запятая в начале или конце?
    Правила для перевернутых запятых, аналогичны правилам для обычных запятых (смотри предыдущий пункт).
  • Что означают зачеркнутые и дописанные буквы?
    Зачеркнутая буква на картинке значит, что из названия нарисованного предмета ее нужно исключить (и добавить другую, если она указана). Дописанная слева или справа от картинки – надо добавить ее к слову в начале и в конце.
  • Что означают цифры в ребусах?
    Цифры могут иметь два значения. Они стоят над словом? Чтобы отгадать ответ, надо переставить буквы с места на место в обозначенном порядке. Название цифры может быть частью слова (часто используют «сто», «пять»). Зачеркнутая цифра значит, что из слова нужно исключить букву с таким порядковым номером. Следует помнить, что некоторые цифры, так же как и предметы, могут иметь несколько названий (единица – «кол», «раз», «один»).
  • Что означает плюс, знак «равно»?
    Если между словами (символами) стоит знак «плюс», значит, их надо добавить друг к дружке. Иногда «+» значит предлог «к», нужное выбирается по смыслу. Знак «равно» (например, А=К) говорит о том, что все буквы «А» в слове следует заменить на буквы «К».
  • Вертикальная или горизонтальная черта в заданиях?
    Горизонтальная черта значит одновременно «под», «по», «над» и «на» в зависимости от контекста. Используется с буквами или картинками, когда одна часть нарисована ниже черты, другая – выше. Иногда обозначает дробь (половину чего-либо, то есть «пол-»).
  • Расположение букв на картинке и предлоги
    Важно посмотреть на взаиморасположение букв. Если они размещены одна в другой, значит, к их названиям добавляется предлог «в». Одна буква нарисована за другой – имеется в виду предлог «за» или «перед».
  • Предмет на картинке нарисован вверх ногами ? Чтобы получить ответ, надо прочитать слово наоборот. Короткие слова дети 6-7 лет вполне могут перевернуть в уме. Правда, количество таких заданий довольно ограничено.

Чаще всего в ребусах используется одновременно несколько правил. Считается, что в 6-7 лет дети уже знакомы с буквами, четко знают их названия. Если младший школьник еще не сталкивался с запятыми, научить его новому значку не составит особой сложности.

Примеры ребусов в картинках для детей 6-7 лет с ответами

Дети 6-7 лет и меньше гораздо лучше воспринимают материал в привязке к какому-либо запоминающемуся событию. Ребусы про животных будут разгадываться с восторгом, если предложить их ребенку на следующий день после посещения зоопарка. Девочке-первоклашке, которая горит желанием поступать в музыкальную школу, будут интересны музыкальные ребусы. А ребенку, впечатленному планетарием мальчику, понравятся картинки про космос.

Про животных и о птицах

Давая детям задание про птиц или животных, убедитесь, что он уже сталкивался с такими названиями животных, а также понимает все, что изображено на картинке.

Ребусы о семье, о маме

Кто для ребенка милее всех, если не мамочка! А кого он с радостью встречает каждый раз, кроме мамы и папы? Деткам очень понравится узнавать и угадывать в зашифрованных картинках бабушку, дедушку, сестричку и других родных. Распечатайте или нарисуйте картинки поярче и начинайте развлекаться, заодно обучая ребенка!

О спорте, о здоровье

Ребусы о труде, здоровье, спорте, профессиях и многие другие можно использовать в качестве тематических игровых пособий. В выпускной группе детсада, первых классах школы или дома намечается занятия либо беседа на одну из тем? Загадка в виде картинки позволит усвоить материал лучше, чем обычный безликий рассказ. Малышей заинтересует нестандартная подача материала.

Ребусы по сказкам

Сказки со знакомыми героями, современные или классические мультфильмы – неисчерпаемый кладезь вдохновения. Если ребенок не очень интересуется логическими загадками, можно попробовать увлечь его отгадыванием любимых персонажей. Загадок на эту тему гораздо больше, чем приведено в качестве примера. Зная интересы и любимые сказки вашего ребенка, вы можете создать ребусы в виде аппликаций самостоятельно.

Цели:

  • в занимательной форме вспомнить и повторить приметы осени;
  • развивать фантазию и творчество учащихся.

Домашнее задание: Разделиться на команды по 5 человек.

  • Придумать название команды и соответствующую ему загадку.
  • Зашифровать в ребусе слово “Осень” (1 ребус от команды).
  • Составить загадки о природных явлениях (2 загадки от команды).
  • Повторить загадки об овощах.

Оформление зала:

  • название конкурса “В гостях у осени”;
  • нарисованная корзина;
  • рисунки овощей;
  • нарисованные листья березы, осины, клена и рябины с загадками;
  • чистые листы и карандаши на каждый стол;
  • плетеная корзина с яблоками;
  • жетоны.

Ход конкурса

Ученик читает стихотворение об осени.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
К.Бальмонт

Учитель: О каком времени года это произведение? И сегодняшний конкурс загадок посвящен этому времени года. Но прежде, чем мы начнем соревнование, ответьте на вопрос - что же такое загадка? (Варианты ответов).

ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость и сообразительность.

Учитель: А кто знает, когда и как появились загадки? (Варианты ответов).

По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря в поле, в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу, пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого необходима тайная, условная речь. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего рода. Наряду с прочими, для юношей устраивались испытания в его мудрости

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда.

В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя - летом и днем. Это вызывало напасти. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.

А еще при помощи загадок человек пытался понять окружающую его природу. Вот, оказывается, какая интересная история у загадки - окунитесь с головой в этот мир - и он не даст вам скучать.

Учитель: У нас в зале 4 команды, у каждой свое название. Угадайте их. (Команда загадывает загадку, а другие отгадывают название этой команды.)

1-й Конкурс. Ребусы.

Учитель: Дома каждая команда зашифровала в ребусе слово. Расшифруйте его. (Каждая команда показывает свой ребус). Какие слова у вас получились? Почему?

Я еще приготовила для вас ребусы. Расшифруйте их, и вы узнаете приметы осени.

Учитель каждой команде раздает еще по два ребуса.

(Перелет птиц)

(Увядание растений)

(Понижение температуры)

(Затяжные дожди)

Учитель: Какие приметы осени вы еще знаете? (Ответы учащихся)

2-й Конкурс. Карусель загадок.

Учитель: Ребята каждой команды сами придумали загадки про осень. Давайте устроим карусель этих загадок.

Каждая команда задает друг другу по кругу свои загадки.

Учитель: Я тоже хочу загадать каждой команде по одной загадке.

Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)

Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Березы)

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)

Учитель: А теперь, ребята, найдите листья тех деревьев, название которых вы отгадали. (Листья с загадками развешаны по классу). Посмотрите, что на другой стороне листа. Разгадайте эти загадки.

Летит, рычи,
Ветки ломает,
Пыль поднимает
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)

Меня часто зовут,
Дожидаются,
А приду – от меня
Укрываются. (Дождь)

Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (Мороз)

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)

Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)

Утром бусы засверкали,
Всюду траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)

Опустел холодный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

3-й Конкурс. Аукцион загадок.

Учитель: Осень приходит к нам не с пустыми руками, а с богатым урожаем. Давайте посмотрим что она нам принесла в корзинке.

Из нарисованной корзины учитель достает картинки фруктов, овощей, грибов. Кто скажет о них загадку, тот и забирает рисунок.

Подведение итогов.

За каждое правильно выполненное задание ученики получают жетоны. Побеждает та команда, которая больше всех наберет жетонов.

Награждение.

Все участники получают яблоки из большой плетеной корзины.

Похожие публикации