Лечебная физкультура для детей с овз. Игры и упражнения для детей с овз Двигательные упражнения для детей с овз

Ритмическая гимнастика для детей с ОВЗ. Статья.

Автор: Забелина Светлана Александровна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Березка", г. Тамбов.

Ритмическая гимнастика - средство оздоровления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, логопедам для работы с детьми ОВЗ. Его можно использовать для педагогов в качестве консультаций на семинарах и на педсоветах.
С каждым годом растет количество детей, страдающих нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, ожирением, деятельности органов дыхания. сердечно-сосудистыми заболеваниями. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития и профилактики заболеваний. Одним из таких путей являются занятия по ритмической гимнастике.
По мнению Жака-Далькроза, ритмическая гимнастика призвана раскрепостить творческую энергию человека и через движение под музыку благотворно влиять на состояние всего организма. Его идея основана на том, что человеку свойственна природная склонность к ритму, которая выражается в непроизвольных движениях на услышанную музыку.
Посмотрите на походку балерины, танцовщицы или гимнастки: прямая спина, красивая линия шеи, выворотный шаг от бедра. Специально они не занимаются отработкой техники повседневной ходьбы. Понаблюдайте за их жестами, движениями рук, - они грациозны и красивы. Пользоваться этим в жизни их тоже не обучают. Но двигательный опыт, полученный в ходе многолетних занятий хореографией, танцем, гимнастикой, переносится во все сферы жизни. Чтобы они ни делали, движения их красивы, гибки, пластичны.

Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой.
Культура движений во многом связана с развитием у дошкольников физических качеств. Ведь без развития силы мышц спины и брюшного пресса ребенок не сможет удерживать правильную красивую осанку долгое время. Плохая координация не позволит ему согласованно выполнять движения руками и ногами одновременно. Недостаточная гибкость снизит впечатление от выполненной позы (равновесие «ласточка»). Излишняя медлительность проявится в плохом сочетании упражнений с музыкой. Быстрая утомляемость, как результат низкой выносливости, не даст до конца контролировать свои действия. Но это не значит, что, развивая физические качества, мы обязательно формируем у детей и культуру движений. В системе специальных методик постановки правильных красивых движений ведущее место отводится ритмической гимнастики во всех ее видах.
На занятиях ритмической гимнастикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его частей. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно.
Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Если он не внимателен, значит, плохо запоминает упражнения и всегда излишне напрягается при их выполнении. Недостаток образного и логического мышления приводит к ошибкам при выполнении комплексов упражнений. Плохо сформированные представление и воображение не позволят ребенку выразительно создать и передать движениями необходимый образ. Занятия ритмической гимнастикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так и слуховой и зрительной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость занятий по ритмической гимнастике состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Занятия по ритмике ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию.
Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет свое название и выполняется под соответствующую музыку, которая, в свою очередь, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет помимо эстетического фактора еще и корригирующую направленность.
У таких детей нарушено внимание, чувство ритма, темпа, нарушения осанки, общей и мелкой моторики. Занятия по ритмике, вызывая у дошкольников непосредственный интерес, дают возможность учить их подчинять свое поведение и действия определённым правилам. Максимальное использование нами игровой деятельности на занятиях ритмической гимнастикой повышает интерес детей к физическим упражнениям, укрепляет здоровье, повышает работоспособность, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
Параллельное изучение на занятиях литературных произведений, повышает кругозор детей. Музыкальное оформление создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей занимающихся.
Ритмическая гимнастика позволяет приобщать к движению под музыку всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных. Таким детям нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов, что подтверждают исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза. Главное – это помочь ребенку почувствовать музыку в себе, ощутить ее воздействующую силу.
В то же время движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии здоровья и воспитании.
Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией, способствуют повышению жизненного тонуса. На занятиях не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Это нисколько не мешает им. Яркими жестами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них все получается. Сколько ярчайших эмоций и переживаний создают музыка и движения – основные помощники «волшебной феи» - ритмической гимнастики!

Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

«Комплексы

утренней гимнастики

1-4 кл.; 5-9 кл.»

Подготовил

учитель физической культуры

Скляренко Михаил Николаевич

с.Первомайское

1.Ходьба на месте 10-15 с.На четыре счета вдох, на четыре – выдох.

2.И.п. – о.с. 1 – руки вперед. 2 – руки в стороны. 3. – руки вверх, встать на носки, потянуться. 4. – и.п. Повторить 3-4 раза. ТМ. (темп медленный)

3.И.п. – о.с., руки за спину. 1 – мах правой вперед. 2. – и.п. 3 – мах левой вперед. 4 – и.п. Повторить 5-6 раз. ТС. (темп средний)

4.Бег на месте в среднем темпе, 30 с.

5. И.п. – о.с., руки на пояс. Прыжки: 1-4 на левой ноге, 5-8 на правой, 9-12 – на обеих, 13-16 – четыре шага на месте. Повторить 3-4 раза. ТС.

6.И.п. – о.с. 1 – руки вверх, потянуться, вдох. 2. – руки вниз, выдох. 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз. ТМ.

1.Ходьба на месте под счет 15-20 с. ТС.

2.И.п. – о.с. 1 – шаг левой вперед, руки вверх, прогнуться, вдох. 2 – и.п. – то же правой. 3-4 – и.п. Повторить 3-4 раза. ТМ.

3.И.п. – о.с. 1 – шаг в сторону, руки вверх. 2-3 – наклоны вперед. 4. – и.п. Повторить 5-6 раз. ТС.

4.И.п. – о.с., руки на поясе. 1-4 – прыжки на левой, правую вперед. 5-8 то же на правой. Повторить по 5-6 раз. ТС.

5.И.п. – о.с., руки на поясе. 1-4 – четыре вращения тазом влево. 5-8 – то же вправо. Повторить по 4-5 раз. ТС.

6.И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – наклон вперед, коснуться пальцами пола, выдох. 2 – и.п., вдох. 3-4 – тоже. Повторить 6-10 раз. ТС.

7.Ходьба на месте, 15-20 с. На четыре шага вдох, на четыре – выдох. ТМ.

Комплексы утренней гимнастики

V -IX классы

1.И.п. – о.с. Ходьба на месте с хлопками впереди и сзади в ладоши, 20-25 с. ТС.

2.И.п. – о.с., руки за голову, кисти переплетены. 1-2 – встать на носки, руки вверх, ладони кверху, потянуться. 3-4 – опуститься на ступни, разъединяя кисти, руки через стороны вниз в и.п. Повторить 4-6 раз. ТС.

3.И.п. – о.с. 1 – упор присев. 2-3 – выпрямиться, правую ногу назад, руки вверх. 4 – и.п. То же с левой ноги. Повторить 4-6 раз. ТБ. (темп быстрый)

4.И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вперед. 2. – наклон влево. 3 – наклон назад. 4 – и.п. То же вправо. Повторить по 3-4 раза. ТС.

5.И.п. – о.с. 1 – мах левой ногой в сторону, руки в стороны. 2-3 – пружинящий выпад влево. 4. – и.п. То же вправо. Повторить по 3-4 раза. ТС.

6.И.п.- стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью. 1 – рывок руками назад, туловище повернуть влево. 2 – то же, туловище прямо. 3 – то же туловище направо. 4. – то же, туловище прямо. Повторить 4-6 раз. ТС.

7.И.п. – о.с. 1 – левую ногу на носок, левую руку вверх, правую в сторону. 2 – и.п. 3 – то же с правой ноги, правую руку вверх, левую в сторону. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. ТМ.

1.И.п. – о.с. 1-2 – встать на носки, руки вверх, соединив кисти тыльными сторонами. 3 – встать на стопы, дугами вперед руки назад с небольшим наклоном туловища вперед, руки опустить. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. ТМ.

2.И.п. – о.с. 1 – правую на шаг в сторону, руки в стороны, ладони кверху. 2 – кисти в кулаки и силой согнуть к плечам. 3-4 – приставить правую, руки выпрямить и свободно опустить. То же в другую сторону. Повторить по 4-6 раз. ТС.

3.И.п. – о.с. 1-3 – пружинящие приседы с постоянным увеличением глубины приседания. 4 – и.п. Повторить по 8-10 раз. ТБ.

4.Бег на месте, 15-20 с. ТС.

5.И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед в стороны. 1 – мах левой, достать ладонь правой руки. 2 – и.п. 3 – то же правой. 4 – и.п. Повторить по 7-8 раз. ТС.

6. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – прыжок, ноги вместе. 2 – прыжок, ноги врозь. 3-4 – то же, 16-20 прыжков. ТС.

7.Ходьба на месте, 15-20 с. ТМ

Коррекционное игровое занятие для детей с ОВЗ «Как зовут тебя, скажи или просто - покажи!»

Кромаренко Татьяна Вениаминовна, социальный педагог,
ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей», г. Саяногорск


Коррекционное игровое занятие Круг для детей дошкольного, младшего школьного возраста с нарушениями в развитии
Цель: Развитие навыков коммуникативного общения.
Задачи:
- создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
- формирование «образа себя» через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
- стимуляция игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка.

Участники занятия: социальный педагог, дети, родители (количество участников зависит от индивидуальных особенностей детей, оптимальный вариант 7-9 человек).
Оборудование:
- зал (просторный класс) с ковровым покрытием (занятие проводится на полу);
- музыкальное сопровождение (спокойная и ритмическая музыка);
- большой мяч, большое шелковое покрывало в форме круга, мешочек с разноцветными небольшими пластмассовыми мячиками (по 3шт. одного цвета на каждого участника), ведерки по количеству участников, геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Приветствие:
Добрый день! Я рада вас приветствовать на нашем занятии Круг и пригласить в путешествие на воздушном шаре. Чтобы начать наше путешествие, мы все должны встать в круг и взяться за руки (дети и родители встают попеременно). Теперь давайте поприветствуем друг друга, поднимем руки вверх и скажем дружно «Здравствуйте!» (дети и родители, держась, поднимают руки вверх, произносят слово «Здравствуйте», и делают «поклон» вперед).
Молодцы! А теперь, давайте познакомимся и узнаем, кто же, пришел на наше занятие и решил отправиться в путешествие? Познакомиться нам поможет большой мяч! (мяч поможет детям сконцентрировать внимание). Форма мяча – «круг» (педагог показывает геометрическую фигуру – «круг»), (если дети говорящие, можно задать им вопрос: «На какую геометрическую фигуру похож наш мяч? Выберите круг из предложенных фигур»). Мы познакомились с нашим помощником, а теперь будем знакомиться с вами. Приглашаю всех сесть на пол в круг. У меня в руках мяч, я буду по очереди называть имена, а тот, чье имя я произнесу должен сказать «Это я! », назвать свое имя «Миша!» и поднять руки вверх (если ребенок не говорящий, он поднимает руки и пытается произнести свое имя). Давайте, будем знакомиться! (Все участники представляются. Если участник не знает свое имя (или не может говорить), то ему помогают остальные, протягивают руки в его направлении и произносят «Вот Миша» , а родитель данного ребенка, встает у него за спиной, берет его руки и прижимает их к груди ребенка со словами «Я Миша!». Педагог направляет мяч данному участнику, который берет мяч и произносит: «Это я Миша! », затем возвращает мяч педагогу. Знакомятся все участники).
Ритмическая игра «Тук-тук, туки-тук…» (или другая небольшая ритмическая игра, выполняется под музыку с движениями). Игра направлена на эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями. Выполняется в кругу, стоя.
Дети повторяют движения педагога под музыку со словами:

Тук–тук, туки-тук,
Бьет кулак как молоток
(кулачком правой руки стучат по правому колену).
Тук–тук, туки-тук,
Бьет кулак как молоток
(кулачком левой руки, стучат по левому колену).
Тук–тук, тук-туки,
Застучали две руки
(попеременно стучат кулачками).
Тук–тук, туки-тук,
Застучал мой каблучок
(стучат пяткой правой ноги).
Тук–тук, туки-тук,
Застучал мой каблучок
(стучат пяткой левой ноги).
Тук–тук, тук-туки,
Застучали две ноги
(топают ногами).

(дети сходятся к середине круга стуча руками по коленям и топая ногами).
Тук–тук, туки-тук две ноги и две руки (дети расходятся в исходное положение круга, стуча руками по коленям и топая ногами).

Сенсорная игра «Волшебный мешочек» стимулирует активность ребенка.
Педагог приглашает детей занять места в кругу, показывает «волшебный мешок», раздает всем участникам цветные ведерки (в соответствии цветам мячиков). Знакомит с правилами выполнения задания. «Я буду доставать мячик из мешочка. Тот ребенок, у кого такого же цвета ведерко должен поднять руку, сказать «Я, Миша, у меня красный цвет! ». Ребенок получает мячик и помещает его в ведерко. Игра продолжается пока мешок не опустеет. По завершению, все участники должны посчитать количество мячей в ведре. Для этого все достают по одному мячу из ведра, вместе произносят: «один», «два», «три» и кладут в мешок педагога. Завершается игра подсчетом количества мячей в ведре.
Ритмическая сенсорная игра «Ветер дует!» позволяет развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие.
Педагог говорит: «Что ж, я вижу, вы уже готовы к путешествию! А на чем можно путешествовать по воздуху? (ответы детей, помощь родителей). Путешествовать можно на разных летательных объектах, а мы с вами отправимся на большом воздушном шаре! И сейчас мы его должны будем поднять и все поместиться под ним! Поможет нам большое цветное шелковое покрывало, оно тоже имеет форму круга. Я предлагаю всем занять места на полу, взяться за края покрывала и под мои слова, поднимая руки вверх, попробуем его раздуть как купол воздушного шара!
«Ветер, ветер дуй сильней»
Ветер, ветер, дуй смелей,
Раздувай шатер большой.
Пусть накроет нас с тобой!
Первым он накроет…
(произносится имя ребенка, ребенок прячется под покрывало)
А вторым накроет … (имя ребенка)
Ну, а третьим будет… (имя ребенка)
А четвертым будет… (имя ребенка)
А теперь уж постарайтесь
Мамы дружно к деткам прячьтесь!
(все участники оказываются под покрывалом)
Педагог обходит всех вокруг, трогает со словами:
«Это что у нас за чудо? Шар воздушный прилетел!
Ты откройся шар скорей, покажи нам всех детей!
Это Миша! Это…
(произносятся имена детей, они выходят из-под покрывала).
Детки, мамы, где у нас? Вы найдите их сейчас!» (дети снимают покрывало с родителей)
Педагог предлагает собрать покрывало со словами: «Ветер, ветер дуй сильней, собери шатер быстрей!» (все вместе собирают покрывало и убирают в чехол).

Окончание занятия. Все участники встают в круг, берутся за руки. Педагог говорит: «Мы сегодня ребята познакомились с вами, подготовили воздушный шар для путешествия, проверили, может ли он всех поместить. И на следующем уроке мы отправляемся в путешествие! Пришло время попрощаться. Скажем дружно «До свидания, спасибо за внимание!» (все держась, поднимают руки вверх и произносят слова, выполняя поклон вперед).
По окончании, педагог обсуждает с родителями результаты занятия.

Используемая литература:
1. Адаптация ребенка в группе и развитие общества на игровом занятии Круг/ Зарубина Ю.Г., Константинова Т.А. – М.: Теревинф, 2009. – 56с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).
2. Музыкальные обучалочки / Е.Железнова – М.: ВЕСТЬ-ТДА, 2007.

Комплекс упражнений утренней гимнастики для дошкольников должен включать в себя не более десятка упражнений. Количество повторов каждого упражнения – по пять раз.

Комплекс упражнений утренней гимнастики для дошкольников обычно включает три основных стадии: разминка, развивающие упражнения, и напоследок укрепляющие и закаливающие упражнения.

Главное – не забывать о том, что необходимо заинтересовать малыша выполнением комплекса упражнений утренней гимнастики, чтобы зарядка не стала для него рутиной. Для этого нужно превращать утреннюю гимнастику в увлекательную игру – делать упражнения под музыку, вводить в комплекс упражнений игровые элементы и т.д.

Комплекс упражнен ий утренней гимнастики: разминка

Разминка в комплексе упражнений утренней гимнастики ориентирована на развитие у ребенка правильной и легкой походки, координации движений и навыков преодоления препятствий. Разминка длится около трех минут и включает в себя преимущественно различные виды ходьбы и бега.

Эта часть комплекса упражнений утренней гимнастики проста, и может иметь массу вариаций. Для начала достаточно, чтобы ребенок просто походил вдоль стен комнаты по кругу, чередуя обычную ходьбу, ходьбу на носках, ходьбу на пятках, легкий бег. Как варианты, можно добавлять бег со сменой направления, ходьбу приставными шагами, ходьбу зигзагом вокруг препятствий (например, кеглей или табуреток), ходьбу боком.

Комплекс упражнений утренней гимнастики: развивающие упр ажнения

Этой части комплекса упражнений утренней гимнастики следует отводить около 5 минут. В идеале комплекс развивающих упражнений утренней гимнастики должен включать по одному упражнению на развитие каждой группы мышц: плечевого пояса и рук, мышц пресса и груди, ног, формирования осанки.

При выполнении всех упражнений необходимо следить за тем, чтобы ребенок дышал через нос.

Комплекс упражнений утренней гимнастики для мышц плечевого пояса и рук

Упражнение «Ушки»:

    Исход ное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, смотреть вперед.

    Выполнение: 1- наклон головы к правому плечу, не поднимая плеч. 2- вернуться в исходное положение. 3- наклон головы к левому плечу, не поднимая плеч. 4- вернуться в исходное положение

Упражнение «Птички»:

    Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

    Выполнение: развести руки в стороны и помахать ими, чередуя широкие махи («как орел») и маленькие («как воробушек»). Опустить руки.

Упражнение «Поезд едет»:

    Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки свободно опущены.

    Выполнение: сгибание и разгибание рук в локтях (делаем круговые движения, как будто крутим колеса паровоза при движении).

Комплекс упражнений утренней гимнастики для мышц туловища

Упражнение «Птички поют»:

    Исходное положение: ноги расставлены шире плеч, руки опущены вниз

    Выполнение: наклон вперед, руки отвести назад, сказать «карр», выпрямиться в исходную позицию.

Упражнение «Смотрим в окошко»:

    Исходное положение: сидя на стульчике, ноги параллельно, руки на коленях.

    Выполнение: наклон вперед, руки немного согнуть в локтях; повороты головой вправо-влево (будто выглядываем в окошко). В конце упражнения выпрямиться.

Упражнение «Охи-вздохи»

    Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч , руки на поясе.

    Выполнение: 1-поворот вправо, развести руки в стороны, сказать: «Ох!». 2- вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.

Комплекс упражнений утренней гимнастики для мышц ног

Упражнение «мячик»

Произвольные подскоки на месте, чередуемые с ходьбой.

Упражнение «с горки на горку»:

Полуприседания, чередуемые с ходьбой - будто поезд едет с горки на горку.

Упражнение «Струнка»:

    Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

    Выполнение: подняться на носки, вытянуться вверх (как струнка), вернуться в исходную позицию.

Комплекс упражнений утренней гимнастики: общеукрепляющие упражнения

На этом этапе утренней гимнастики дети расслабляют мышцы и восстанавливают нормальный темп дыхания. Упражнения делают в течение 3-4 минут.

Общеукрепляющий комплекс упражнений утренней гимнастики может включать упражнения на становление правильного дыхания, разминку для глаз, пальцев рук, упражнения для профилактики плоскостопия. И даже обтирания холодной водой!

Дыхательные упражнения

«Воздушный шарик» (диафрагмальное дыхание)

    Исходное положение: стоя, ладонь на животе.

    Выполнение: На вдохе живот выпячивается вперед. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, произнося звук [с]. Повторить 3 раза.

«Насос» (мышечный тренинг)

    Исходное положение: стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.

    Выполнение: Наклониться вниз с прямыми ногами, сделать выдох, произнося звук [ш]. Выпрямляясь, сделать вдох через нос. Повторить 6 – 8 раз.

Упражнения для осанки

Лежа на животе, оторвать плечи от пола, руки развести в сторону. Затем положить на голову мешочек, набитый песком, и с этим снарядом походить (просто так, затем на носках, на пятках), сесть на пол и встать.

Упражнения для правильного формирования стопы

Сидя, перекладывать с места на место мяч, захватив его ступнями ног.

Собрать пальцами ног разложенную на полу веревку.

Как канатоходец, походить (боком и прямо) по лежащей на полу палке.

Внеурочная деятельность

Психология и педагогика

Физкультура для детей с ОВЗ

Физкультура для детей с ОВЗ в школе - важный предмет, обучающий ребенка уважать свое тело. Сам процесс физического воспитания включает восстановление функций нарушенных анализаторов, восполнение дифицита двигательной активности с учетом конкретного дефекта, формирование морально-волевых качеств. В его основе лежит адаптивная физическая культура (АФК) направленная на реабилитацию «особых» детей и их включение в здоровую социальную среду.

Значение и особенности АФК

Адаптивная физкультура - это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы - физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.

В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК. Основные принципы АФК:

1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.

2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».

3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом.

4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.

5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.

6. Вариативность:

    многообразие упражнений и условий их выполнения

    разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников)

    разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние

    развитие речи (подвижные игры с речетативами)

    развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры)

    развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)

7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.

Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, - и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет - самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки. Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет - тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: - как реагировать на детские фантазии и истерики; - как хвалить и поощрять ребенка; - как выбрать детский сад и школу; - как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; - как решить проблему нарушения пищевого поведения; - как помочь ребенку адаптироваться в школе; - как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!

Преподавание физкультуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные.

Рассмотрим два метода.

"Эволюционный метод двигательной реабилитации".(автор Н.Н Ефименко)

1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.

2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.

3. В исходном положении лежа начинать движения с позы «эмбриона» (поза группировки) с постепненным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей: лежа на боку→ лежа на спине → лежа на животе.

4. В любом исходном положении выполнять движения «от темечка к пяткам»: головой (шейным отделом позвоночника) → плечевым поясом и руками → мышцами туловища (грудь, живот, спина) →тазовым поясом →нижними конечностями → все вместе в ходьбе, лазанье, беге, прыжках.

    в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками

    в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами

5. Работая с руками и ногами, выполнять движения сначала крупными суставами (плечевыми и тазобедренными), затем средними (локтевыми и коленными) и в конце мелкими (костевыми, голенностопными, пальцами). "Ползанье по-пластунски"→ "Ползанье на нижних четвереньках"→ "Ползанье на средних четвереньках«→ «Ползанье на высоких четвереньках».

6. Чем ниже положение тела, тем медленне и спокойнее выполнять движения (стиль «ползущего питона») и чем выше положение тела, например, подскоки, тем быстрее двигаться (стиль «скачущего коня»).

7. Чем ниже и горизонтальнее положение тела, тем в более расслабленном режиме выполнять движений («брошенная на пол веревочка») и чем выше и вертикальнее положение, тем сильнее напрягать мыщцы («прочно стоящая колонна»).

8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.

Метод предполагает «Большое планирование» - стратегическое планирование на месяцы и годы и «Малое планирование» на один или несколько уроков. В результате естественные «эволюционные» движений максимально корректируют нарушения моторики.

О чем эта книга Это самый подробный гид по родительским промахам, способам их избегания и устранения. Автор разбирает самые распространенные ошибки, которые или совершают, или очень боятся совершить все родители. Вы узнаете, как: стать ребенку настоящим другом, не теряя авторитет; общаться с ребенком, не повторяя ошибок своих родителей; правильно реагировать на капризы и непослушание ребенка; удовлетворить потребность ребенка в любви, не балуя его; развивать ребенка с учетом особенностей его личности; привить ребенку правильное представление о счастье и успехе. Кто автор Ольга Маховская - известный психолог, кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии РАН, ВГИКа. Стипендиат международных научных программ. Директор по содержанию детского телевизионного проекта «Улица Сезам в России», автор и ведущая программ для родителей. Автор книг «Американские дети играют с удовольствием, французские - по правилам, а русские - до победы», «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить».

« Игра-эстафета «Двойная мотивация»

Проводятся на уроке физкультуры в инклюзивной школе:

    перед изучением нового материала для закрепления разученных движений

    после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях.

Виды движений, от 2-х до 10, и их сочетания зависят от сложности заболевания «особых» детей:

    проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия

    бег с перепрыгиванием препятствий

    ползанье - ходьба - бег с сохранением равновесия на различных снарядах

    ходьба с переносом мячей, обручей и других предметов

    бег с ведением мяча

    передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах

    бег змейкой между предетами

    ходьба с перешагиванием предметов

    передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам

Протвопоказаны:

    акробатические кувырки вперед и назад

    бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)

    лазанье по канату

    бег до стены и ее касание (опасность ударов о стенку)

В результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений, точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовырука.

Противопоказания к АФК

    Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания

    Сердечно-сосудистые заболевания

    Легочная недостаточность

    Заболевания крови

    Нарушения спинального кровообращения

    Злокачественные образования

    Почечная недостаточность

    Хронический гепатит

    Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки

    Осложненный сахарный диабет

    Эпилепсия

    Остеохондроз позвоночника с осложнениями

    Психические заболевания

В целом физическая культура для детей с ОВЗ - это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствания и самореализации.

Еще не было такой книги Михаила Литвака, которая показалась бы заурядной. Бойкий стиль автора не оставит равнодушными никого! В этой книге собраны общие, порой парадоксальные принципы воспитания, которые должны знать все родители. Оказывается, дети нередко страдают не столько от недостатка внимания родителей, сколько от его переизбытка! Так что, если Вы хотите счастливого будущего своим детям, оставьте их в покое как можно раньше! «Хочу объяснить почему, я, Литвак Михаил Ефимович, врач психиатр высшей категории, психотерапевт Европейского реестра, член-корреспондент РАЕН, кандидат медицинских наук, автор более 30 книг, посвященных проблеме общения и различным аспектам психиатрии и психологии, решил вдруг заняться проблемами воспитания детей», - так начинает свой очередной психологический бестселлер известный «инженер душ». А, действительно, почему? «Цель моих статей о воспитании - привлечь к проблеме заинтересованных в развитии России и в проведении необходимых реформ, которые помогли бы вывести страну на тот передовой уровень, который она достойна занять в соответствии со своими природными и людскими ресурсами. Полагаю, что стоит меня выслушать».

Похожие публикации