Лепка для самых маленьких из пластилина. Подборка простых пошаговых уроков лепки из различных материалов Уроки лепки из пластилина для детей

Детское творчество – это необыкновенный и волшебный процесс. Ребенок ныряет в творчество с головой, он поглощен процессом, забывает все на свете – и про мультики, и про конфеты и даже про любимого хомяка!

Вы замечали, с каким усердием малыш увлеченно водит кисточкой по бумаге или крохотными пальчиками пытается скатать шарик из пластилина? Тише, не спугните, в этот момент происходит чудо – ваш ребенок творит! Малыш экспериментирует, создает свой первый шедевр, а вместе с ним и личность, развивается!

Детское творчество не имеет границ – это не только краски и альбом, здесь и листики, и камушки, и цветная бумага с пластилином. Как вы думаете, это все можно объединить? Легко! Лепка из пластилина для детей – это целый мир, полный разнообразия и экспериментов! Множество различных вариантов поделок можно создать, используя вдобавок к пластилину природные материалы, бисер для декора, картон для основания.

Рассказывать можно долго, но лучше давайте попробуем!

Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к творчеству, ведь это развивает фантазию, воображение, а так же положительно влияет на развитие мелкой моторики рук, усидчивость, интеллект.

Лепка – необыкновенно интересное занятие для детей. В процессе создания поделок из пластилина ребенок воплощает свои фантазии, создает новые формы и образы. Возникает закономерный вопрос о том, с какого же возраста начинать знакомить малыша с лепкой? Конечно, многое зависит от ребенка, но нередко первое знакомство происходит, начиная с года или двух лет. Можно попытаться и раньше, но, скорее всего, яркие брусочки вызовут у крохи лишь гастрономический интерес – он просто захочет попробовать их на вкус, что категорически делать нельзя. Это и нужно объяснить малышу в первую очередь.

Лепка для детей 2-х лет должна иметь ознакомительный характер и длиться от 5 до 10 минут. Не заставляйте ребенка лепить, в противном случае ни о каком творческом процессе и речи быть не может. Если у малыша нет положительного настроя к лепке, то предложите ему это занятие позже.

С чего начать?

Пожалуй, с цвета. Не предлагайте для выбора всю палитру, ведь цвета очень яркие и их так много, что малыш просто растеряется. Начните с базовых тонов: красный, синий, желтый, белый и черный. Пусть ваш «творец» сделает выбор сам.

Решение принято и в крошечных ручках красуется яркий брусочек. Выберите свой цвет и уже вместе с малышом продолжайте знакомство с новым занятием. Для начала пусть ребенок просто подержит пластилин в ручках, узнает, какой он на ощупь, помнет его.

Затем поэтапно нужно научить самым простым действиям с новым для малыша материалом:

  • Отщипывать большим и указательным пальчиками маленькие кусочки от целого бруска.
  • Скатывать из оторванных кусочков шарики или колбаски. Маленькие шарики или колбаски пусть малыш старается делать двумя пальчиками, а для фигурок побольше, нужно задействовать обе ручки, катая пластилин между ладошками.
  • Расплющивать эти самые шарики, надавив на них пальчиком, превращая в лепешки.

Когда малыш освоил базовые действия, можно приступать к лепке самых простых фигурок, например, яблоко. Важно, чтобы каждый кусочек пластилина малыш отщипывал сам и старался скатывать их в шарики.

  1. Для начала выбираем «яблочный» цвет: красный, желтый, розовый и катаем колобок. Далее, слегка приплюснуть и сделать пальчиком углубление. Готово? «Забыли листик», – поправит вас малыш. Зеленую колбаску сплющить и прилепить в углубление – вышло замечательное яблоко! Обязательно похвалите ребенка за старания.
  2. Вот еще вариант простой поделки – гусеница. Шарики катать малыш умеет уже хорошо, выбираем несколько цветов, и за дело. Малышу будет приятно, если несколько шариков скатает мама. Соединяем все получившиеся фигурки (если плохо слепляются между собой, можно скрепить спичкой или зубочисткой). Лицо оформим тоже зубочисткой. Получилась очень яркая и позитивная гусеница.

Шарики научились катать отменно, нужно закрепить «колбаску». Попробуем «приготовить» угощение кукле – бублик.

  • Сначала раскатываем тонкую колбаску, а затем соединяем ее концы.
  • Из нескольких бубликов выйдет отличная пирамидка, только нужно вылепить одну толстенькую колбаску (основание пирамидки), зафиксировать ее на кусочке картона и надеть на нее несколько разноцветных бубликов разного размера. Как видите, малыш весь в процессе!

Совершенствуем навыки

Малыш развивается, его умения совершенствуются, поэтому катать шарики и колбаски ему скоро наскучит.

Для более продуктивных и занимательных занятий нужно запастись инструментом:

  • дощечка;
  • стеки различной формы;
  • ножичек;
  • скалка;
  • формочки.

С помощью таких нехитрых инструментов лепку можно превратить в интересную игру, например, кулинарию или ресторан.

  • Помогите ребенку с помощью скалки раскатать пласт из пластилина, а дальше он прекрасно справится сам.
  • Затем формочками выдавливаем разнообразные фигурки, только пусть малыш старается вынимать из формочки фигурку сам, с каждым разом будет выходить все лучше.
  • Дальше фантазируем – печем печенье, пиццу, приглашаем на обед кукол и угощаем «домашней выпечкой»!

Продолжением увлекательной игры будет приобретение навыка резать пластилин. Дайте ребенку пластмассовый нож и попросите разрезать колбаску, кстати, предложите посчитать, сколько вышло кусочков.

Вот так, изо дня в день, лепка из пластилина для детей 4-5 лет становится осмысленным творческим процессом. Ребенок фантазирует, создает новое. Детки любят создавать из пластилина разных животных (домашних, диких, сказочных) и любимые игрушки (машинки, неваляшки, медвежата).

Схемы выполнения обычно различаются и зависят от способностей малыша. Можно ту или иную поделку сделать из простых составляющих, а можно и усложнить дополнительными элементами.

Пошаговые схемы

Давайте попробуем слепить пошагово любимую игрушку большинства мальчишек – машинку. Приготовьте:

  • пластилин (кузов любого цвета, колеса – черные, стекла – светлые);
  • ножик;
  • стеки для придания реалистичности;
  • круглые формочки для изготовления колес.
  1. У небольшого прямоугольного бруска пластилина нужно сгладить углы и сделать два отверстия с противоположных сторон: спереди капот, а сзади багажник.
  2. В местах, где планируются колеса проделать ножом округлые углубления.
  3. Пластилин черного цвета раскатать и формочками выдавить колеса. Прилепить их к корпусу.
  4. Светлый (белый или голубой) пластилин также необходимо раскатать, а затем вырезать четыре прямоугольника (будущие окна).
  5. Зубочисткой (стеком) и с помощью дополнительных деталей придаем машинке реалистичный вид: зеркала, фары, дворники.
  6. Машинка готова!

Что же нам еще такого придумать? Детская фантазия безгранична, и вскоре ваш малыш будет с удовольствием подкидывать все новые и новые идеи!

А сейчас давайте окунемся в Мезозойскую эру и придумаем нового динозаврика.

  • Инструмент используем тот же, выбираем цвет. Будет динозаврик натурально зеленым или сказочно фиолетовым, – пусть решит маленький автор.
  • После выбора масти рептилии, нужно скатать четыре шарика, из них вылепим части тела: туловище, хвост, голова и пасть.
  • Туловищу придаём миндалевидную форму, голова – круглая. Скрепляем между собой зубочисткой и сглаживаем края.
  • Таким же образом прикрепляем хвост, сглаживаем с туловищем и вытягиваем, придавая удлиненную форму.
  • Далее крепим четвертый шарик – пасть, она должна быть меньше головы.
  • Силуэт динозаврика готов.
  • Для устойчивости втыкаем две зубочистки – задние лапы.
  • Далее следует замаскировать зубочистки, для этого лепим реалистичные лапки, похожие на лягушачьи, но более массивные.
  • Из пластилина того же цвета, что и лапы, делаем треугольные шипы, крепим их вдоль спины и хвоста.
  • Желтый (или любой контрастный) небольшой шарик расплющиваем и покрываем область живота рептилии.
  • Передние лапы делаем по аналогии с задними, то есть из зубочисток и пластилина, но значительно меньше.

Теперь нужно оформить пасть.

  • С помощью ножа разрезаем поперек маленький шарик, который мы в самом начале крепили к голове.
  • Внутреннюю часть разреза покрываем красным пластилином, а по контуру белым цветом вылепливаем зубы.
  • Стеком делаем ноздри.
  • Остались глаза. Их вылепим из маленьких шариков.
  • В завершении зубочисткой или стеком декорируем динозаврика: рисуем чешую, различные складки кожи, в общем, делаем «настоящим».

Нет предела совершенству

Лепка из пластилина для детей 5-6 лет, то есть в старшем дошкольном возрасте, стала самостоятельным творческим процессом. Ребята с минимальной помощью взрослых или вовсе без нее создают довольно трудоемкие фигуры и целые композиции, следуя пошаговым инструкциям или придумывая свои.

Не ограничивайте время для занятий, дайте возможность ребенку творить в свое удовольствие столько, сколько он хочет.

Разнообразить малышу процесс лепки поможет еще одна необычная идея – сделать картину из пластилина. Ведь ваш малыш уже умеет делать более сложные поделки с огромным количеством мелких деталей, применением различных приемов, комбинированием цветов и материалов.

Создание картин при помощи пластилина называется пластилинография.

Пластилинография представляет собой лепку пластилином картинки на какой-либо твердой поверхности: бумажной, картонной или стекле.

Сюжетом для создания аппликации может стать любая иллюстрация или фантазия ребенка нарисует свой образ.

Выполнять аппликации начинают с незамысловатых задумок, например, ветка сирени. Вам понадобится картон и пластилин разных цветов.

  1. Сначала необходимо нарисовать простым карандашом на картоне контур ветки сирени.
  2. Из фиолетовых и сиреневых цветов пластилина катаем как можно больше маленьких шариков.
  3. Заполняем контуры веточки шариками, слегка надавливая стеком на их серединки.
  4. Завершающий этап – формирование листиков.
  5. Можно оформить красками фон и покрыть лаком.

Таким же способом можно обыграть многообразие сюжетов, развивая не только мелкую моторику, но и речь ребенка. Во время создания картины ребенок может придумать целый сюжет и воплотить его в аппликации. Прекрасным вариантом будет тема времен года, например, «Осень» или «Зима», – просто полет фантазии и никаких схем.

Заключение

Поощряйте любые творческие проявления вашего ребенка, ведь фантазия у малышей не имеет границ и неизвестно, какой шедевр нам завтра преподнесут наши детки.

Карина является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.

Написано статей

Пластилин — материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, жира и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета.

Пластилин остается мягким и практически не твердеет и не сохнет. Имеет широкий спектр цветов, не прилипает к рукам. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет работать с ним через любой промежуток времени. Если пластилин жестковат, его нужно размять в руках, пока он не станет мягче.

Цель занятий лепки из пластилина:

■ Вызвать у ребенка интерес к лепке.

■ Познакомить ребенка со свойствами пластилина. Пластилин имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры. Скатывать шарик из пластилина сложнее, чем из теста.

■ Научить ребенка лепить разные фигуры, соединять их в композиции и т. д.

■ Развивать мелкую моторику.

■ Стимулировать воображение и фантазию ребенка.

■ Развивать координацию пальцев.

■ Научить ребенка заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.

■ Научить аккуратности в работе с пластилином.

Материалы и инструменты, которые пригодятся в работе: доска для лепки, стек (палочка для работы с пластилином), пластилин.

Можно при желании надеть на ребенка нарукавники и фартук.

С чего начать?

Так как работать с пластилином немного труднее, чем с соленым тестом, задания для работы с пластилином будут немного другие.

УРОКИ ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА

Занятие 1. «Земляничная полянка» (плоские поделки)

Вам понадобится: альбомный лист, пластилин, доска для лепки, фломастер зеленого цвета, стек, картинки с изображением ягод.

Этапы проведения занятия:

■ Нарисуйте веточки земляники на альбомном листе, но ягодку на конце веточки не рисуйте. Ее вы и будете лепить с малышом. Старайтесь не располагать веточки очень близко друг к другу.

■ Покажите ребенку картинку с изображением земляники или клубники.

Рассказ

Так же, как и во время занятий лепкой из теста, расскажите ребенку историю, подходящую по теме.

В лесу, на большой поляне растет маленькая ягодка. Называется она земляника. Ее любят все лесные звери, потому что она сладкая и вкусная.

■ Потом взрослый задает вопросы. Скажи мне: «Какого цвета эта ягодка?» (Красная.) А листики? (Зеленые.) А на какую фигуру похожа земляника? А где растет эта ягода? Как она называется? А какую ты еще знаешь ягоду?»

■ Положите перед ребенком заготовленный лист с веточками и пластилин. Пусть он сам выберет нужный цвет.

■ Отрежьте узкую полоску пластилина — от такого куска удобно отщипывать маленькие кусочки. Покажите ему, как правильно это делать и как правильно на ладошке скатать шарик.

■ Получившийся шарик малыш приклеивает к нарисованной веточке, слегка прижимая. Клей не нужен — пластилин прекрасно будет держаться на бумаге. Не забудьте похвалить ребенка за проделанную работу. Прикрепите поделку на видное место, что бы ребенок знал, его работа нравится. Значит, он молодец!

Вот такая земляничная полянка у вас может получиться

Занятие 2. «Бабочка»

Вам потребуется : картон, пластилин, доска для лепки, карандаш, ножницы, стек.

Приготовьте заранее шаблон бабочки, вырезав фигурку из картона (примерно 10x10 см).

Покажите ребенку изображение бабочки, расскажите, почему бабочка такая красивая, и обратите внимание на то, что благодаря своим нарядным крылышкам ей удается прятаться среди цветов от птиц (рис.).

Этапы работы:

■ Нарежьте тоненькие полоски пластилина разных цветов. Предложите ребенку раскатать из каждого цвета пластилина жгутики и нарезать при помощи стека на маленькие кусочки.

■ Ребенок выбирает понравившийся ему кусочек и размазывает его по шаблону бабочки, «закрашивая» ее пластилином.

■ Бабочка готова.

Занятие 3. «Картина»

Вам потребуется: половина картонного листа, пластилин, доска для лепки, стек, карандаш.

Этапы работы:

■ Придумайте вместе с ребенком композицию вашей картины. Это может быть ромашка, домик, рыбка, дерево или просто абстрактная композиция.

■ Нанесите карандашом эскиз будущей картины.

■ Помогите ребенку отрезать маленькие кусочки от пластилина нужного цвета и раскатывать длинные жгутики.

■ Теперь, жгутик к жгутику, выкладывайте композицию. Жгутики можно сворачивать, как улитку, можно выкладывать, как змейку, делать петельки-лепесточки и т. д.

■ Сделайте рамочку, используя жгутики из пластилина, нанесите на него узор с помощью стека.

■ Помогайте ребенку экспериментировать, показывая отдельные элементы и объясняя, что из этого может получиться.

Занятие 4. «Новогодняя елка» (поделка, украшенная бисером)

Вам потребуется : картон, карандаш, ножницы, пластилин, доска для лепки, разноцветный бисер, стек.

Это занятие лучше проводить непосредственно перед новогодними праздниками. Приготовьте шаблон елки, вырезав его заранее из картона.

Спойте вместе с ребенком новогоднюю песенку про елку, прочитайте стишок. Теперь можно приступать к работе.

Этапы работы:

■ Покройте елочку зеленым пластилином, нанося его маленькими кусочками на шаблон и слегка размазывая.

■ Затем украсьте вашу елочку бисером, вдавливая бисеринки пальцем в пластилин.

Можно развесить бисерные «игрушки» в хаотичном порядке по всей елочке или выложить узоры: снежинки и ромбики. Для украшения вашей елочки подойдут маленькие пуговицы, пайетки, стеклярус.

Занятие 5. «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе

Вам потребуется: картон или доска для пластилина (можно взять металлические или пластмассовые крышечки с приподнятыми краями), пластилин, разной формы карандаши, фломастеры, стержни, крышечки от разных бутылочек и от зубной пасты, зубочистки (в общем, любые предметы, которыми можно оставить отпечаток на пластилине).

Этапы работы:

■ Нанесите на основу тонкий слой пластилина.

■ Придумайте свой рисунок и выполните его с помощью «печатания».

Оттиски на пластилине ставить легче, чем на тесте.

Занятие 6. «Стаканчик для карандашей»

Вам потребуется: невысокая стеклянная банка или пластиковый стаканчик из-под супа быстрого приготовления (стаканчик помойте в теплой воде с мылом, чтобы смыть все остатки жира), пластилин, доска для лепки, разные крупы (горох, рис, гречка, пшено), стек для работы с пластилином, дощечка.

Первый способ.

Этапы работы:

■ Разомните пластилин перед работой, помогите ребенку раскатать несколько жгутов (8-9) толщиной примерно полсантиметра.

■ Покажите ребенку, как приклеивать жгуты на баночку, опоясывая ее колечками, начиная снизу. (Подобная техника описана в занятии «Пирамидка».)

Второй способ.

Этапы работы:

■ Нарежьте тоненькие полоски разных цветов.

■ Помогите ребенку раскатать из пластилина разноцветные жгутики и нарезать их стеком на небольшие кусочки.

■ Теперь ребенку останется только «закрасить» подставку для карандашей пластилином, слегка размазывая его по поверхности баночки.

Когда основа готова, можно приступать к декорированию. Здесь ребенку понадобится ваша помощь. Возьмите крупы и наклейте так, чтобы получился какой-нибудь орнамент: например, выложите цветочки, кружочки, ромбики.

Стаканчик для карандашей готов.

Занятие 7. «Гусеничка» (лепка из отдельных форм)

Цель задания : понятие формы. Шар.

Вам понадобится: пластилин разных цветов, доска для лепки, стек.

Этапы работы:

■ Решите, какая у вас будет гусеничка. Спросите ребенка, из каких фигур ее можно вылепливать?

■ Скатайте шарики разных размеров и соедините их, примазывая друг к другу. Соберите гусеничку.

■ Из маленьких шариков сделайте рожки и глазки, с помощью стека сделайте ротик.

Гусеничка из пластилина готова.

Следующие занятия такого типа могут быть посвящены кубу, конусу, цилиндру. Из конусов можно слепить птичку, из разной величины кубиков — забавную кошку и т. д.

Занятие 8. «По грибы» (объемные поделки)

Цель занятия: помимо основных целей лепки из пластилина, это занятие знакомит ребенка с грибами и их видами: белый гриб, лисичку, не забудьте рассказать о коварном мухоморе. Поясните ребенку, что такое съедобные и несъедобные грибы.

Вам потребуется : пластилин, доска для лепки, стек, карточки с изображением грибов.

Этапы работы:

■ Покажите ребенку карточки с изображением грибов.

■ Пусть ребенок выберет, какой гриб будет лепить.

■ Научите ребенка лепить грибы.

Занятие 9. «Пирамидка»

Вам потребуется : доска для лепки, пластилин разного цвета и стек (палочка для работы с пластилином).

Этапы работы:

■ Для начала вылепите стержень — основу пирамидки. Разомните примерно половину бруска пластилина любого цвета и раскатайте из него цилиндр или конус для стержня.

■ Затем сделайте кольца. Возьмите пластилин яркого цвета, отрезаем кусок от бруска и разомните. Покажите ребенку, как скатывать шар: на ладони и на дощечке. Затем раскатайте из шара жгут нужной толщины.

■ Подготовьте пять или шесть жгутов разного цвета.

■ Поставьте стержень на доску. Закрепите его, обернув у основания стержня первый жгут (помогайте ребенку, показывая, как это делается). Получилось первое кольцо.

■ Остальные жгуты ребенок превращает в кольца самостоятельно.

■ Спросите ребенка, чего не хватает вашей пирамидке? Правильно, нужно сделать еще вершину. Придумайте с ребенком, какой формы она будет. Это может быть шар, конус, голова петушка и т. д.

■ Помогите ребенку правильно сделать вершину пирамидки.

Не ограничивайте фантазию ребенка, разрешайте ему лепить то, что он хочет, просто так, для души. Вы удивитесь, насколько развито воображение вашего ребенка.

По материалам книги Н. В. Алёшиной "Мамочкина работа"

Хороший вариант провести время в кругу семьи и уделить внимание ребенку – это заняться каким-то общим делом. Например, научить ребенка работать с пластилином. Не беда, если и родители не знают с чего начать и что к чему лепить, для этого есть видео-уроки по быстрой и качественной лепке из пластилина.

Разбираем видео-уроки по лепке из пластилина с ребенком

Техника безопасности при работе с пластилином:
  • Перед началом работы с пластилином нужно застелить стол пленкой, чтобы не испортить поверхность, на которой будете работать.
  • Заранее приготовить все материалы, необходимые для работы. И емкость (коробку или пакет) для готовых изделий.
  • Возьмите тряпку или салфетки, чтобы было чем вытереть руки.
  • Следите за тем, чтобы ребенок не брал материал в рот, не раскидывал и не лепил его куда угодно.
  • Не тереть глаза при работе с пластилином.

Разбираемся в основных видах пластилина для всей семьи

В нынешнее время разнообразие пластилина очень велико, что позволяет подобрать каждому материал по вкусу и возможности.

  1. Парафиновый. Это отечественный пластилин, которым пользовались еще наши бабушки и дедушки. Его плюс только в цене. Состоит он из парафина и мела, твердый, поэтому его тяжело размягчить.
  2. Плавающий. Детям нравится тем, что изделия из этого пластилина плавают по поверхности воды, так как материал, из которого он сделан, в два раза легче обычного.
  3. Скульптурный (не для маленьких детей). Это профессиональный, твердый пластилин.
  4. Восковой. Мягкий, яркий, пластичный (не требует разминания), хорошо смешивается, образуя новые цвета и оттенки. Один из самых популярных видов пластилина.
  5. Застывающий. Застывает в течение 24 часов после изготовления фигурки. Впоследствии этим изделием можно играть, как игрушкой.
  6. Шариковый. Продается в баночках в виде маленьких шариков, соединенных между собой клеевыми нитями.
  7. На растительной основе. Это пластилин очень мягкий, для самых маленьких, который можно попробовать на вкус.
  8. Флуоресцентный. Этот вид материала светится.
  9. Перламутровый. Имеет перламутровый отблеск, в остальном ничем не отличается от других.
  10. «Умный». Бывает жидким и твердым, меняет цвет и форму, рвется и тянется, магнитится.

Лепка – один из видов творчества для занятий с ребенком даже самого маленького возраста. Просто играя и развлекая малыша, можно развить чувствительность, мелкую моторику рук, фантазию и мышление ребенка, синхронизацию рук, усидчивость, научить изменять фигурку и анализировать то, что получилось.

Прежде чем приступить к работе, нужно объяснить и показать ребенку, как работать с пластилином, на собственном примере.

Фото поэтапной работы с пластилином

Разомните материал. Месите, как тесто, только пальчиками.

Отщипывайте понемногу и формируйте кусочки разного размера.

Пошлепайте ладонью и пальчиками по пластилину.

Сжимайте в руке для придания материалу разной формы.

Скатайте ладонями в шарик. Раскатайте в колбаску.

Благодаря этим действиям малыш научится разминать пластилин и делать из него самые элементарные фигурки.

Есть очень интересный пластилин Плей До (Play Doh), хранится 4 года, стоит недорого, а поделки из него очень красивые. Можно делать и «пасочки», а потом смешать и лепить что-то другое.

Вот для примера видео, где Маша и Медведь лепят из пластилина Плей До суши.

Плей До настолько хорош в использовании, что и лепка животных получится безо всякого труда. А потом можно изделие разобрать на части и спрятать назад в баночку.

Изучаем простой МК "Лепка животных из покупного пластилина"

Любого ребенка можно научить лепить животных из пластилина, нужно только немного времени, усилий и терпения. Главное, чтобы пластилин был мягким и эластичным, был под силу детским ручкам.

Корова

Кот

Все дети, от малого до большого, смотрят мультики и просят купить ту или иную игрушку. А почему бы не смастерить самому любимого героя? Например из того же пластилина? Это совсем не сложно, а ребенку вдвойне приятней будет играться, зная, что он сам это сделал.

Например, Смешарики, яркие, оригинальные, забавные и смешные герои мультика. Они настолько красиво выглядят на экранах телевизоров, что лепить их одно удовольствие, да и не сложно совсем.

Для этого нужно:

  • пластилин;
  • зубочистки;
  • пластиковый нож;
  • доска для работы с пластилином.

Сделайте Нюшу, единственную молодую девушку в мультике.

Поэтапная лепка:
  1. Для начала нужно взять пластилин бледно-розового цвета. Зачастую в наборах такого нет, поэтому приходится смешивать красный и белый. Немного красного и белого по отдельности.
  2. Скатайте круглый шарик нужной Вам величины розового цвета. Из белого пластилина сделайте глазки, из красного волосы, веки, нос и косичку. Еще для ресничек и зрачков понадобится немного черного.
  3. Сделав все части по отдельности, соедините их, а руки и ноги закрепите зубочистками.

Удачного рукоделия!

Одним из самых эффективных занятий по развитию мелкой моторики является лепка. По мнению специалистов лепить следует начинать, как можно раньше. В этой статье я приведу наши любимые упражнения.

Читая материалы, как интересна детям лепка, не забывайте большинство детей в возрасте 1 года консерваторы и любят устоявшийся порядок. Они только недавно свыклись с мыслью, что все игрушки мягкие или твердые. Пластилин — это абсолютно новая консистенция для малыша, которая ставит под угрозу существование всего привычного. Хоть иди и заново проверяй все предметы, вдруг какой-то из них по консистенции, как пластилин.

Кроме того, любое творческое занятие требует не только формирование навыка, но и получение удовольствия от результата. Для этого требуется осознание результатов и своих возможностей, что на втором году жизни проявляется очень слабо. Поэтому если Вы решили заняться лепкой с малышом младше двух лет, не ждите особого ликования и радости.

Самый простой элемент — «палочки» (цилиндры) большинство детей осваивает на третьем году жизни. Некоторые справляются с цилиндром только в три года. После освоения цилиндров, можно приниматься за шарики.

Книжка «Пластилиновые бусинки» содержит 8 страниц упражнений на приклеивание шариков. С ними вполне справится годовалый малыш. Для двухлетки можно усложнить задания, предложив обычный пластилин. Он более упругий и лепка с ним будет полезней для развития моторики пальцев. Одним из самых лучших считается классический пластилин производства Луч (Химзавод) .

В «Пластилиновых апельсинах» 8 страниц упражнений на создание всевозможных шариков:

Приятных занятий лепкой!

Еще публикации

Лепка для малышей: основные приемы, система игровых занятий с детьми от 1 года до 3 лет.

Лепка для малышей

Лепка для малышей: зачем нужна лепка малышам?

Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение .

В лепке как виде продуктивной деятельности (то есть деятельности, в результате которой получается готовый продукт – вылепленное изделие) развивает умение ребенка планировать свои действия.

Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве).

Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.

В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (теста для лепки или пластилина), это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий).

Очень важно: игры — занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью лучше всего начать именно с лепки, а чуть позже начать и рисовать с малышом. Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании).

Лепка подготовит ручку ребенка к более сложным движениям – владению карандашом и кисточкой в рисовании.

Лепка для малышей: с какого возраста можно заниматься лепкой с ребенком?

Лепкой можно начать заниматься с ребенком с последних месяцев первого года жизни.

На втором году жизни малыш знакомится с тестом для лепки как с материалом, знакомится с его свойствами и качествами.

На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» — базовыми приемами лепки , на основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки будут строиться и все последующие поделки ребенка в более старшем возрасте.

Лепка для малышей: материалы для лепки с ребенком раннего возраста

Первое — это тесто для лепки (безопасное для здоровья самых маленьких деток и сделанное из экологически чистых материалов).

Рецепт теста для лепки для детей от 10 до 12 месяцев: 300 гр. муки, 150 гр. воды, 1 чайная ложка подсолнечного масла (в тесто не добавляем соль). В воду можно добавить свежевыжатый сок свеклы – получится розовый цвет. Но он сохранится только на сутки, максимум на двое суток.

Рецепт соленого теста для лепки для детей от 1 года до 2 лет: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем, 2 столовые ложки растительного масла. Краситель берет пищевой, который используется для окрашивания пасхальных яиц и кондитерских изделий (берем ½ или ¼ пакетика одного цвета на эту порцию теста). Тесто не прилипает к рукам, хорошо держит форму. Тесто можно хранить 3-4 недели в плотно закрытом пакете в холодильнике. Лучше заранее сделать несколько цветов теста.

Фигурку из такого теста можно запечь в духовке на слабом огне. Цвет теста после выпечки сохраняется. Если сушить фигурку на воздухе – то тогда фигурка толщиной в 1-2 см будет сушиться 10 дней.

С детьми 2 лет и старше можно использовать для лепки разные материалы: массу для лепки, пластилин, соленое тесто.

Глина – прекрасный природный материал для лепки, который полезен еще и в психологическом плане. Глина прекрасно снимает напряжение! Если Вы хотите полепить из глины с малышом, то купите в магазине глину светлого цвета. Глина темного цвета часто пугает маленьких детей, и они отказываются из нее лепить (боятся испачкаться). Глину нужно хранить в плотно завязанном пакете в холодильнике, так как она быстро засыхает.

Готовое выпускаемое промышленностью тесто или массу для лепки желательно покупать классическое, не ароматизированное (без запахов ванили и других подобных запахов).

Второе – клеенка для защиты стола от пластилина или теста. А также доска для лепки и влажная тряпочка. Это приучает к аккуратности. Главная причина, почему нам не обойтись без этих предметов – при их использовании нам не нужно будет использовать запреты ребенку (не трогай – запачкаешь), не надо будет его дергать. Даже если малыш запачкает клеенку – стол останется чистым, а клеенка легко отмоется.

Сразу же приучайте ребенка, что лепим мы только на клеенке и сразу же убираем за собой. Сначала это будете делать Вы, потом малыш привыкнет к порядку и начнет Вам подражать. Он будет знать правило – лепим за столом на клеенке, после лепки всё убираем на место.

Доску для лепки лучше иметь цвета потемнее, чтобы на ней хорошо были видны светлые детали из теста или пластилина, их форма. По размеру она должна быть не меньше размера альбомного листа (Не советую покупать маленькие доски для лепки. Они очень неудобны в лепке с малышами).

Влажная тряпочка должна быть рядом на столе. Она нужна, чтобы вытирать руки (малышу нужно будет показать, как это делается).

Третье – если Вы боитесь, что ребенок запачкает одежду, то наденьте на его ручки нарукавнички (это «труба», сшитая из легко стирающейся непромокаемой ткани и надевающаяся от запястья до локтя на ручку ребенка) и фартук. Вы будете спокойны, что малыш не испачкает одежду, и он сможет лепить свободно и радостно. Ваши эмоции и Ваше спокойствие очень важны – ведь ребенок их «считывает» мгновенно и хорошо чувствует Ваше эмоциональное состояние. И если мама постоянно переживает, что что-то мы запачкаем – то ребенок не будет лепить с удовольствием. Также если Вы боитесь за пол и его чистоту (например, у вас дома ковровое покрытие – то вместо переживаний можно просто защитить заранее пол — просто постелить на него пленку).

Четвертое. Дополнительно можно приобрести стеки для пластилина (они обычно прилагаются к набору пластилина) – с их помощью можно наносить разные узоры на поверхность изделия.

Это важно:

— место для лепки и все предметы должны быть подготовлены мамой заранее, до игры – занятия с ребенком, так как маленький ребенок не может долго ждать – ему надо сразу же действовать.

— ребенок старше 2 лет уже знает, где дома лежат материалы для лепки и как ими пользоваться по назначению, с этого возраста он помогает маме убирать все материалы после лепки (например, разложить оставшиеся кусочки по цветам, вымыть руки, снять фартук)

Лепка для малышей: как заниматься лепкой с малышами?

Первый этап. Знакомство с материалом.

Очень часто этот этап пропускается, в результате малыш не хочет лепить, хочет засунуть тесто в рот, и ничего не получается! Потому что прежде чем лепить, надо учесть природу ребенка раннего возраста.

Для малыша одним из важных средств познания мира является экспериментирование, игры исследовательского характера. Дайте малышу насладиться сначала процессом исследования нового для него материала и хорошо познакомиться с ним. Иначе лепить он просто не будет, его будет манить этот новый кусочек чего-то привлекательного, а не процесс лепки!

Познакомьте ребенка с тестом (или пластилином в зависимости от возраста малыша). Дайте возможность:

  • пошлепать по нему ладошкой: «шлеп-шлеп»,
  • нажать пальчиком и получить «дырочку» в кусочке материала,
  • подержать кусочек в ручках и по-разному его помять,
  • пальчиком вжать в кусочек массы кусочек изюма (горох, фасоль),
  • смешать разные цвета и посмотреть, что получится при смешивании теста разного цвета. Покупая пластилин для лепки – посмотрите на упаковке инструкцию. Производители всегда указывают, можно ли смешивать цвета пластилина, получая новые оттенки. Желательно для малышей покупать пластилин, в котором можно смешивать разные цвета и получать новые оттенки.

Дайте малышу третьего года жизни самому поэкспериментировать с цветами – например, сделайте много разных шариков – «бусы» на елку или кукле. Каждый шарик получите, смешивая цвета (желтый + синий = зеленый, красный + белый = розовый).

  • Можно дать малышу самому замесить тесто (помочь маме), налепить из него «пирожки» (какие захочется), крендельки и колбаски для угощения кукол.

Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять и развивать, хвалить малыша, а не запрещать его действия. Малыш раннего возраста познает мир чувственным путем, а не через наши слова или видеопрезентации.

Когда ребенок исследует материал, познакомится с его качествами и свойствами, можно будет дать ему материал уже для другой задачи – для лепки.

Это важно запомнить: наш путь обучения лепке самых маленьких деток такой

  1. от знакомства малыша с материалом (исследовательские действия)
  2. к использованию его по назначению (для лепки)
  3. и далее к развитию интереса к образу, который мы хотим передать в лепке.

Полезный совет: Если малыш отказывается от исследования материала, то можно самой дать ему разные игровые задания: «спрячь горошинки в кусочке текста», «а что будет, если мы смешаем два кусочка, давай попробуем!»

Лепка для малышей: основные приемы лепки с детьми раннего возраста

  • раскатывание кусочка теста или пластилина в палочку (колбаску),
  • скатывание кусочка в шар,
  • сплющивание (шара в лепешку, колбаски в полоску),
  • получение углубления в кусочке, если нажать на кусочек пластилина пальчиком,
  • отщипывание кусочков,
  • прикрепление деталей к крупному кусочку пластилина.

Эти приемы малыш осваивает к трем годам (конечно, в том случае, если с ним занимаются лепкой дома или в кружке или в детском саду).

Лепка для малышей: важные моменты организации игровых занятий с малышом дома

— Во всех возрастных подпериодах раннего детства лепка ребенка вводится в игровой сюжет.

Нужно не просто попросить ребенка слепить грибок – а слепить его для ежика, который свой грибок в лесу потерял.

Или другой пример: нужно сделать кукле пирожки к чаю, ведь она ждет гостей – своих подружек!

Еще один пример: мы решили сделать овощи и фрукты для игры в магазин. Или задумали налепить орешков, чтобы угостить ими белочку – игрушку. Или сделаем сейчас конфеты, которыми кукла угостит всех гостей на своем Дне рождения.

ВАЖНЫЙ НЮАНС: Ежик (игрушка) сам обращается к малышу и просит ребенка помочь ему, и малыш с радостью соглашается, разговаривает с ежиком как с живым. В конце игрушка благодарит малыша за помощь.

ТИПИЧНАЯ ОШИБКА: Взрослый говорит так: «Ежик попросил тебя…Ежик благодарит тебя». Это не работает с малышами! К малышу обращается сам ежик и он сам просит, разговаривает с малышом, сам берет от него вылепленные грибы и сам благодарит. Взрослый разговаривает за ежика с ребенком.

Список игровых сюжетов Вы найдете в конце этой статьи.

— Все вылепленные изделия используются в дальнейшем для игры ребенка (например, в ситуации с ежиком мы реально даем игрушке – ежику вылепленные нами грибочки, он радуется, нас благодарит, мы его провожаем в лес – полностью разыгрываем этот сюжет с малышом).

— Когда мы лепим какой-то предмет (например, неваляшку), то обязательно перед началом лепки рассматриваем этот предмет с ребенком, называем его части и их форму и размер. Рассмотреть можно игрушку, картинку или реальный предмет, если есть такая возможность.

Например: «Какая нарядная неваляшка! Ах, красавица, да веселая какая! (гладим неваляшку по головке). Что я погладила? (голову). На что она похожа? (на шарик), А это что? (гладим шарики – ручки неваляшки, пусть малыш тоже их погладит). На что они похожи? На шарики! Только маленькие! А теперь давай погладим платье у неваляшки. Какое красивое. На что похоже? Тоже на шар. Только большоооой!» И т.д.» Ребенку нужно дать игрушку в руки, чтобы погладить, назвать каждую ее часть. А затем поставить на место и начать ее лепить.

Пример такого разговора про птичку до ее лепки (автор – Р.Г. Казакова): «Потерял цыпленок маму-курицу, бегал, искал и прибежал к нам. Как он бежал? (на лапках). Устал, погладим его: «
Ах, ты, маленький, желтенький! Что я погладила? (спинку, крылышки). На что похож цыпленок? На шарик! А теперь я что погладила? Головку! На что она похожа? На маленький шарик. Захотел цыпленок зернышки поклевать, стал искать зернышки. Чем он смотрит? (глазками). А чем зернышки клюет? (клювом). Помахал нам чем? (хвостиком)». После этого взрослый показывает, как слепить цыпленка, сопровождая все свои действия комментированием и вопросами: Что я вылепила? Круглое туловище. А это что за маленький шарик? Это голова, а это глаза. Цыпленок сразу увидел маму- курочку! Чем он ей помахал? Крылышками!»

— Сначала малыш будет лепить по Вашему заданию, а чуть позже сможет лепить и сам по своему замыслу.

— Если Вы учите малыша новому приему лепки (например, учите раскатывать шарик круговыми движениями между ладонями), то лучше запланировать ваши домашние игры – занятия по лепке так:

  • Первый день – учимся скатывать шарик.
  • На следующий же день закрепляем освоенные ребенком умения по скатыванию шара: снова лепим с ребенком шарик (но уже в другом игровом сюжете).
  • Далее делаем перерыв 2-3 дня.
  • И снова снова лепим шарик (уже в третьем игровом сюжете).

Например, в первый раз мы делали шарик – колобок. Во второй раз это были шарики – мячики. В третий раз мы лепили шарики – клубки для котенка.

В дальнейшем периодичность не будет иметь значения.

Исследования показали, что именно такая периодичность нужна малышу в наилучшем освоении нового для него действия. Это самая успешная схема планирования, позволяющего быстро закрепить новое умение ребенка.

— Никогда не разбирайте готовые вылепленные ребенком поделки при нем, это правило действует навсегда и актуально для любого возраста ребенка. Если Вы хотите повторно использовать пластилин – то разберите поделки так, чтобы ребенок этого не видел.

Не оставляйте ребенка одного во время лепки, тем более что лепка в этом возрасте занимает не более 3-5 минут.

— Если у ребенка не получилось что-то, он хочет сломать свою поделку –просто помогите ему, подправьте, покажите, как всё исправить. Действуйте от имени игрушки – пусть она подскажет ему, что нужно сделать чтобы подправить поделку.

Лепка для малышей: лепка для детей 1- 2 лет

Начать знакомить малыша с тестом можно с конца первого года жизни. В 1- 2 года ребенок знакомится с тестом для лепки как с материалом, исследует его.

Одна игра будет занимать 3-5 минут. Это то время, когда ребенок в данном возрасте может сосредоточиться на задаче и целеустремленно действовать вместе с Вами.

Лепка для детей 1-2 лет: варианты игровых заданий

«Маленький исследователь». Положите на доску для лепки кусочек теста. Пусть малыш его помнет, сделает в нем углубления пальчиком, сделает дырочку, отщипнет маленькие кусочки от большого куска теста («покормит зернышками цыпленка»). Если ребенок боится прикоснуться к тесту – то начинайте играть с тестом сами, комментируя все свои действия. Малыш постепенно освоится и потянется к этому материалу, захочет с ним поиграть.

«Шлепаем ладошкой». Положите тесто для лепки на тарелку контрастного цвета – предложите ребенку пошлепать ладошкой по тесту: шлеп-шлеп-шлеп! Попробуйте делать в тесте дырочки пальчиком: «Вот ямка – бух! И вот ямка – пальчик в нее упал – бух! Бух!».

«Покорми курочку и петушка». В следующий раз на наше игровое занятие пусть к малышу прибегут игрушечные курочка и петушок и попросят их покормить зернышками. Малыш отщипывает маленькие кусочки пластилина и кладет их на тарелочку – «кормит» петушка и курочку. Гости его благодарят за угощение!

Игра «Ау». Возьмите кусочек теста для лепки и спрячьте в него мелкий предмет, например, шарик. Скажите: «Спрятался мячик. Где ты? Ааауууу! Давай его вместе позовем: аааауууу! Мя-чик, а-у! Где мячик? Вот мячик! Нашелся!»

Игра «Один – много». Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»

Показ с комментированием. Ребенок в этом возрасте лепить поделку еще не сможет, но сможет вам помогать.

  • Пример 1. Сами скатайте много шариков. И предлагайте ребенку шлепать по ним ручкой, делая из них оладушек или блины (прием Ю. А. Разенковой) и говоря каждый раз: «шлеп, шлеп, шлеп». Положите все ваши оладушки или блинчики на кукольную тарелку и угостите кукол.
  • Пример 2. Вы можете сами лепить на глазах ребенка любые простые поделки – мышку, мишку, зайку — и комментировать свои действия. Называйте части предмета, их цвет, размер, форму: «Вылеплю глазки. Где у мишки ушки? Вот ушки. А у Вани где ушки (имя ребенка)? Вот ушки! У Вани большие ушки, а у мишки – маленькие ушки. Круглые! Вот какие! А что дальше слепим?»

Лепка для малышей: лепка для детей 2-3 лет

В этом возрасте можно лепить с ребенком из любых материалов: глины, пластилина, соленого теста, массы и теста для лепки, снега.

Чему мы можем научить малыша в 2-3 года на игровых занятиях лепкой: наши задачи

  • лепить палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями),
  • соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку», «кольцо для пирамидки»,
  • раскатывать комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку),
  • сплющивать комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник),
  • делать углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол),
  • соединять две получившиеся детали в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку),
  • лепить только на клеенке на дощечке для лепке, помогать взрослому убирать стол после лепки (раскладывать все предметы по местам).

Лепка для детей 2-3 лет: последовательность обучения лепке

В раннем возрасте малыш осваивает «азбуку лепки» — основные приемы лепки. Базовые элементы для лепки с малышом – это цилиндр (мы называем его для ребенка «палочкой») и шар. Из этих форм можно создавать самые разные фигуры с ребенком.

Первый этап. Ознакомление с материалами, игры — исследования. Об этом этапе мы уже говорили чуть выше. Если ребенок не знаком с тестом для лепки и с пластилином – то начинаем всегда с этого этапа.

Второй этап. Раскатывание кусочка пластилина/теста для лепки/ глины в длину (получение «палочки», «столбика» или «колбаски», «цилиндра»).

  • Сначала малыш учится раскатывать тесто в колбаску на доске (ладошкой катаем кусочек пластилина по доске движениями вперед — назад, чтобы получилась колбаска).
  • Только потом ребенок готов раскатывать кусочек такими же движениями между ладонями.
  • Следующее усложнение — составление изображений из наших «колбасок» — палочек. Изготовление из колбасок «баранок» (соединение палочки в кольцо).

Третий этап. Скатывание шара и сплющивание шара в лепешку. Комбинирование форм (шар + палочка).

  • Сначала малыш скатывает шар на столе круговыми движениями (катает по столу кусочек пластилина, чтобы получился шар).
  • Затем он осваивает более сложное движение – скатывание шара между ладошками.
  • После этого ребенок уже готов делать фигурки из известных ему элементов. Вводится дополнение формы природными материалами (например, для выразительности образа можно использовать семена, веточки, листочки как глазки, хвостик, уши, усы).

Лепка для детей 2-3 лет: варианты игровых занятий по этапам с постепенным усложнением задач

Первый этап: ознакомление с материалами

Покормим птичек (отщипывание маленьких кусочков глины или пластилина от целого куска),

Н орка для мышки (спрячь мышку от кошки) – показать ребенку, как можно вдавливать пальцами вглубь в центре шарообразного кусочка пластилина, чтобы получилась «норка» — «ямка»).

Второй этап – осваиваем раскатывание кусочка в длину (колбаски)

  • слепим карандаши для мишки или для любой другой игрушки (учим раскатывать колбаски),
  • слепим веточку для птички (колбаска),
  • лепим угощения – колбаски для щенков (раскатываем кусочки пластилина в «палочки- колбаски» и складываем угощения в игрушечную тарелку, угощаем им игрушки),
  • слепим забор (Раскладываем слепленные палочки – колбаски на доске как забор. Например, нужно спрятать петушка от лисы, построив забор, через который лиса не пройдет),
  • слепим лесенку (Раскладываем на листе бумаги вылепленные нами колбаски как лесенку. Сначала делаем длинные две вертикальные палочки. Затем между ними как ступеньки выкладываем горизонтальные палочки),
  • самолет (соединение двух палочек в фигурку самолета),
  • елочка (Раскладываем палочки как елку на доске для лепки. Одна длинная колбаска в центре – это ствол елочки. Другие зеленые колбаски размещаем по сторонам наклонно – это ветви елочки),
  • домик из бревен (железнодорожная станция, автобусная остановка из бревен): лепим много одинаковых палочек и складываем из них строение (по типу складывания бревенчатого дома или колодца из бревен), крышу можно сделать из прямоугольного куска картона или фанеры.
  • баранки
  • колечки для пирамидки (соединение колбаски в колечко),
  • браслеты для куколок (соединение колбаски в колечко),
  • другие варианты (ребенок может сам придумать, на что похожа его палочка из пластилина: это косточка для собаки, это огурцы, это дождевые червяки, это будут морковки, если один конец палочки сделать узким и острым),
  • улитка (Вариант 1. Выкладывание на доске для лепки: скручивание колбаски в спираль. Вариант 2: «улитка ползет». Ставим нашу спираль на ребро, один конец вытягиваем вверх и отклоняем в сторону от раковины – получилась голова улитки),
  • пенек для Машеньки и медведя (короткая широкая колбаска: «Сядь на пенек, съешь пирожок», на пенек может прискакать и сесть зайка, лисичка, птичка),
  • ленточка (речка, дорога) – расплющивание колбаски в полоску,
  • шарфик для снеговика (шарфики для зверюшек) – расплющивание колбаски в полоску,
  • морковка для зайчика (при раскатывании делаем нажим с одной стороны, и получится не палочка, а «морковка» с острым концом с одной стороны),
  • змея (Делаем длинную «колбаску» из пластилина, изгибаем ее как змею. Разрезаем один конец «колбаски» – это будет рот, голова змеи. Делаем из семечек глаза змеи. Можно размещать змею по разному: а) в спираль – это «змея спит» или б) извилистой линией – это «змея ползет»),
  • гнездо для птенчика (раскатываем вместе с ребенком очень много тонких колбасок – палочек и из них в хаотичном порядке складываем гнездо, помогаем птичкам «построить гнездо»),
  • мостик (соединяем палочки в мостик в соответствии с Вашей задумкой, есть много разных вариантов).

Третий этап – осваиваем скатывание шара

  • слепим шарики и поиграем с ними (малыш лепит шарики и потом играет с ними — катает их с горки, прокатывает их в воротца),
  • лепка колобка для бабушки и дедушки,
  • лепка клубочков для котенка (котенок любит играть с клубками),
  • лепка мячиков,
  • лепка погремушки (шарик + колбаска),
  • яблочко (Лепим шар и делаем в нем сверху и внизу пальчиком небольшое углубление. По желанию ребенка можно дополнить поделку зеленым черенком с листочком: а) раскатать из зеленого пластилина тонкую палочку – черенок, б) затем скатать шарик из пластилина зеленого цвета, чуть сплющить его – получится овальный листочек яблочка, прикрепить листочек к черенку на яблоко),
  • помидор (делается аналогично яблочку, но без черенка и листочка),
  • лепка ягодок (ягоды – это мелкие шарики красного цвета, складываем наши «ягодки» в корзинку или на кукольную тарелку и угощаем игрушки),
  • малина для мишки (также красные шарики – ягоды),
  • конфета (лепка шариков – конфет для куклы, она будет угощать ими своих друзей на Дне рождения),
  • бусы (лепим разноцветные шарики одного размера. Для этого сами поделите кусок пластилина на равные части одинакового размера и дайте их ребенку. Готовые бусины мы прикрепляем на нитку),
  • пирамидка из шаров (Лепим шары разного размера – для этого заранее подготовьте и дайте ребенку кусочки пластилина разных цветов и разного размера. Затем складываем из них пирамидку – на самый большой шар ставим шарик поменьше, далее находим и ставим шарик еще меньше. На верхушку прикрепляем бусинку или маленький яркий шарик из пластилина),
  • слепим снеговика (Скатываем 3 шарика разного размера, ставим их друг на друга в соответствии с размером, украшаем пластилинового снеговика семенами или горошинками для глаз, соломинкой для носа и т.д.),
  • лепка птички или цыпленка (Лепим два шарика, накладываем их один на другой, глаза делаем из горошинок или семечек, хвостик – из перышка, клювик делаем прищипыванием – вытягиваем кусочек пластилина от шарика – головы вперед так, чтобы получился клюв),
  • лепка зайчика (Делим кусок пластилина пополам. Из первого куска скатываем большой шар – туловище. Второй кусочек делим снова пополам. Из первой части лепим маленький шар – головку. Оставшуюся часть снова делим пополам – получаются две колбаски – ушки. Глаза делаем из природного материала – горошинок, семечек),
  • лепка кошки, мишки, мышки, собачки. Голова и туловище – из шариков. Ушки делаем прищипыванием. Дополняем образ усами (тонкий пластиковый жесткий жгут), глазками (семечки, горошинки),
  • неваляшка (Туловище – большой шар, голова – маленький шар, ручки – два самых маленьких шарика, платье неваляшки украшаем семенами, глазки также делаем из природного материала),
  • гусеница (соединяем несколько шариков в гусеницу, делаем из семечек глаза и рот),
  • огурцы (скатываем из зеленого пластилина шарики, и далее раскатываем их в палочку – цилиндр, получили огурцы),
  • бананы (делаем аналогично огурцу, но из пластилина желтого цвета и сгибаем в форме банана).

Прием сплющивание шарика в лепешку – круг:

  • лепим блины (Покажите, как расплющить шар в лепешку – нажать на него ладошкой. Напеките блинок для куклы, положите их на игрушечную тарелочку. Пусть кукла угощает все игрушки своими блинами за чаем!),
  • делаем витамины для куклы (делаем маленькие разноцветные шарики и сплющиваем их в «лепешки» — таблетки),
  • оладушки (помогаем бабушке испечь на завтра оладушки: сплющиваем мелкие шарики в лепешки, кладем на кукольную тарелку и угощаем),
  • слепим мягкий коврик для игрушечной киски (расплющивание и прикрепление мелких деталей на основу),
  • гриб (лепим палочку – цилиндр. Скатываем шар и сплющиваем его в диск. Прикрепляем «шляпку» гриба к его «ножке»),
  • солнышко (лепим шар, сплющиваем его в «лепешку» — диск. Далее лепим палочки – цилиндры. Сплющиваем их в полоски. Раскладываем полоски вокруг центра солнышка. Глаза, носик, ротик солнышка делаем из семян или рисуем стеком,
  • черепаха (скатываем шарик, сплющиваем его. Берем маленький кусочек пластилина и скатываем шарик для головы черепахи. Берем еще 4 маленьких кусочка пластилина и раскатываем их в палочку – колбаску, делаем из них ножки черепахи),

Все поделки можно делать из массы для лепки, а затем высушить. Получатся овощи и фрукты для игры в «магазин», игрушки.

Лепка с малышами – очень полезное и очень увлекательное и для взрослых, и для детей занятие. Желаю Вам успехов и радостных минут общения с детьми в процессе лепки!

Книги по лепке для малышей

Эту статью я написала по вашим письмам и вопросам ко мне. И в концее ее по просьбам читателей сайта «Родная тропинка» я даю перечень книг, которые могу рекомендовать по данной теме — лепке для самых маленьких детей от года до трех лет.

— Первая часть: полоски и кружочки из пластилина.
— Вторая часть: объемные картинки из пластилина на картинке — основе.
— Третья часть: лепим из теста.

У этого же автора есть и другие красочные отдельные небольшие альбомы по лепке для детей от 1 года до 3 лет: «Пластилиновые угощения», «Пластилиновые ягодки», «Пластилиновые змейки», «Пластилиновые пятнышки», «Пластилиновые полоски». Описание всех игровых занятий по лепке с малышами из данной серии «пластилиновых книг» Вы найдете в первой полной книге автора «Лепка с детьми раннего возраста» по ссылке выше. А в отдельных альбомах для детей представлена данная же система игр просто в другой форме, более удобное для семьи — с готовыми картинками.

4. Лыкова И.А., Шипунова В. Вкусная лепка для детей и взрослых. . Это книга по лепке кондитерских изделий — пряничных домиков, разных видов пирожков вместе с детьми. Для тех, кто любит печь.

5. Из давно изданных книг, которые уже не приобрести, но можно найти в интернете: Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. — М.. 1992. Книга для педагогов.

Лепка для малышей: словарь лепки. Как правильно называть действия в лепке

Отщипывание — отделение небольшого кусочка пластилина с помощью большого и указательного пальцев руки (действуем пальчиками как щипцами). Сначала прижимаем и вытягиваем кусочек, а затем отрываем его.

Прищипывание — большим и указательным пальчиками оттягиваем кусочек от детали (получаем, например, клюв).

Соединение — прижимаем две части поделки друг другу и тщательно заглаживаем место стыка.

Раскатывание — формирование «колбасок» (цилиндров) из куска пластилина движениями «вперед — назад» (сначала ладошкой на столе, затем — между прямыми напряженными ладонями).

Скатывание — формирование шарика из куска пластилина круговыми движениями ладони по столу или круговыми движениями прямыми ладошками.

Сплющивание — сжимание куска пластилина для придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющиваем между указательным и большим пальчиками. Средний и большой кусок пластилина сплющиваем ладошкой.

Вдавливание — получение углубления в куске пластилина способом нажатия большим или указательным пальцем.

Еще материалы для занятий с детьми от 1 года до 3 лет Вы найдете в статьях сайта: ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Похожие публикации