Почему Онегин живет и не стареет? Почему Онегин — Евгений? Сочинение по литературе на тему: Почему Онегин живет и не стареет

В своем романе Пушкин Александр Сергеевич затрагивает важные аспекты человеческой жизни. Автор рассматривает в романе:

  • тему любви;
  • тему чести и долга;
  • тему счастья.

Молодой Онегин, который пользуется популярностью у дам, приезжает в деревню. Но и здесь ничего ему не мило. Знакомство с Татьяной Лариной не вызывает у него никаких чувств. У Татьяны, напротив, сразу возникает любовь. Воспитанная на романах, ее сразу привлекает внешний образ молодого Онегина, который так похож на героя романа. Тихая, спокойная жизнь Татьяны приобретает новые краски, она впервые испытывает это сильное чувство. Искренняя, чистая девушка, решает не медлить и сообщает Евгению о своих чувствах письмом. Это нежное признание не нашло отклика в душе главного героя романа.

Почему Онегин не стал счастливым

На протяжении всего романа автор сопровождает своих героев. Пушкин показывает, как Онегин был не зрел духовно. Ни в чем он не мог и не хотел найти счастья. Онегин был равнодушен и к театру, и балы не приносили удовольствия. Ни городская шумная и яркая жизнь не сделала его счастливым, ни сельский покой не принес радость.

Онегин несчастен, оттого что не способен испытывать искренние чувства, от всего вокруг он испытывает скуку и равнодушие. Автор пытается помочь своему герою и сталкивает его с Татьяной Лариной и Ленским. Эта дружба стоила Ленскому жизни, потому что чувство обиды и злости взяли верх над Онегиным, и на дуэли он убивает друга. Дуэль оставила в душе Онегина большой след, он испытывал угрызения совести. Второй глубокий след в душе Онегина оставила встреча с Татьяной, произошедшая в Петербурге. Повстречав ту самую деревенскую девочку, полюбившую когда-то его, Евгений Онегин был поражен как она изменилась. В этой ситуации Онегин снова руководствуется только своими желаниями, его не останавливает, что Татьяна замужем. На его признание Татьяна говорит, что также любит Онегина, но быть вместе они не могут, так как она замужем. Татьяна смогла разбудить в его душе чувства, но это случилось слишком поздно. Не сумев сразу разглядеть своего счастья, Онегин остался один.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего места. Одним из ярких представителей своего времени и своего места является Евгений Онегин – главный герой романа. Что же он собой представляет?

Онегин – представитель высшего петербургского света. Его детство прошло под опекой иностранных гувернеров. Принятый в свете, Онегин по сути обречен на одиночество. Пестрая и однообразная жизнь Петербурга быстро наскучила Евгению, им овладевает «русская хандра». Чем заменить светские забавы? Онегин, к сожалению, не может найти себе применения в жизни. Он пытается спастись от безделья, пробует даже писать стихи, «ни труд упорный ему был тошен». Не находит герой радости и в чтении. Казалось бы, неожиданный поворот судьбы – необходимость уехать в деревню дяди – мог привести к переменам в жизни Онегина. Но хандра ожидает его и среди «уединенных полей».

Единственным другом Онегина «от нечего делать» становится Владимир Ленский. Между героями нет духовной близости, да и откуда она может взяться, если мысли Онегина занимает только сам Онегин.

Не сумел понять Евгений и чистоту страстного чувства Татьяны Лариной. «…Я не создан для блаженства», – так отвечает Онегин как раз в духе модных в то время романов. Возникший в нем в первую минуту после прочтения письма Татьяны «чувствий пыл старинный» был тут же погашен, потому что так было привычнее. Вообще история отношений Онегина с людьми доказывает, что Евгений постоянно ощущал свое превосходство над другими, может быть и не без оснований, но это превосходство делает его «чужим для всех», обрекает его на одиночество.

Онегин – человек, интеллектуально возвышающийся над другими людьми, над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя». Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. В восьмой и девятой статье о Пушкине В. Г. Белинский характеризует Онегина как страдающего эгоиста. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как бы он того хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей его женщины.

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан! –

Восклицает Онегин, ощутивший муки настоящей любви. Но прозрение наступило слишком поздно: убит Ленский, «другому отдана» Татьяна…

Финал романа открыт. Онегин остался на распутье, и мы не знаем, что стало дальше с Онегиным. Версии были самые разные: одни отправляли Онегина на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к духовному и нравственному возрождению те, кто «почитает всех нулями, а единицами – себя».

Почему Онегин живет и не стареет? Этот вопрос действительно имеет место быть, потому что этот образ, во-первых, вышел из-под пера гениального писателя, признанного во всем мире. А ничто гениальное не теряет своей актуальности очень долгое время. Во-вторых, А. С. Пушкин описал в своем романе человека со сложным и противоречивым характером. Его нельзя отнести ни к “положительным”, ни к “отрицательным” героям, а это значит, что образ его далек от схематичности и предстает перед читателем более жизненным. В-третьих, Евгений Онегин – литературный герой, который пополнил галерею “лишних людей”, открытую еще Герценом. Так что же это за человек – Евгений Онегин, почему и в обществе 19 века, и в современное время его имя узнаваемо и актуально?
А. С. Пушкин достаточно реалистично описывает главного героя своего романа в стихах. Этот человек – сын богатого помещика, “наследник всех своих родных”, которому “труд упорный” был чужд. Он получает весьма губительное воспитание, так как растет без матери, а отец, легкомысленный барин – чиновник, перепоручивший сына “убогим” гувернерам и гувернанткам, почти ничему не учивших мальчика. Такое социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина: из него вышел настоящий эгоист, думающий только о себе и не замечающий других людей с их интересами, чувствами и переживаниями. Губительное влияние эгоистических черт его характера на жизнь других людей мы видим на протяжении почти всего романа, начиная с невинных “нежданных эпиграмм”, которые ранили окружающий, заканчивая смертью Ленского, которая происходит лишь потому, что Онегин не умеет вовремя признавать свою неправоту. Тот же эгоизм, кокетство по отношению к женщинам, усталость от жизни в “свете”, не позволяет герою по-настоящему полюбить Татьяну Ларину, о чем он потом пожалеет, но слишком поздно…
Будучи человеком несомненно умным, он не может найти свое предназначение. Он стоит выше окружающий его людей, потому что очень скоро понимает, как наскучила ему бессодержательная жизнь, но из-за своего бездействия, обусловленного социальным положением и воспитанием, не привившим любовь к труду, он не может что-либо изменить. Его жизнь остается бессмысленной.
Пушкин, как уже упоминалось ранее, характеризует своего героя не только с отрицательной стороны, так как он, без сомнения, симпатичен самому поэту. Начиная с шестой главы мы видим, как меняется внутренний мир Онегина. Смерть Ленского, тяжелое положение народа, любовь, пробудившаяся к Татьяне – все это разбило сферу эгоизма, в которой до тех пор находился Евгений. Он стал более чутким к людям и их внутреннему состоянию, но это не принесло ему счастья, так как в одну реку нельзя войти дважды.
Таков главный герой романа. Но почему же этот образ актуален и в наши дни? Следует сказать, что Евгений Онегин – это не прототип какого-либо конкретного человека, это герой, в котором поэт обобщил черты, типичные для целого слоя тогдашних людей. Я думаю, что такие люди существуют и сейчас, так как существует, хотя не негласное, но все же классовое деление, а это значит, что люди, которым в этой жизни доступно все – деньги, прекрасное образование, должность – в будущем так же, как и наш герой, могут быстро разочароваться в жизни, стать эгоистами. И таких примеров я знаю достаточно. Из-за своей “полуреализованности”, то есть благополучия внешнего и в то же время бессодержательности жизни в целом, человек зачастую становится черствым, нечутким по отношению к окружающим его людям, он начинает думать только о себе и, возможно, он не сможет выразить себя ни в общественной деятельности, ни в личной, потому что от него все отвернуться, если он не осознает свои ошибки. Я уверен, что в противовес тем, кого устраивает все как есть, и сейчас появляются люди “думающие”, такие как Онегин, способные на переосмысление собственной жизни. И хотя в нынешних трудных общественных условиях жти люди также оказываются “лишними”, мне кажется, все же есть надежда на то, что в них проснется жажда и возможность деятельности. Такую надежду вселяет в меня финал романа. Он не заканчивается смертью героя, поэтому можно предположить, что после всех потрясений, изменивших его жизнь, Евгений Онегин все-таки сможет реализовать себя, найти на это силы.
Таким образом, заканчивая свое рассуждение, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что такие люди, как Онегин, живут среди нас и по сей день, потому как каждая эпоха порождает их, неудовлетворенных, страдающих, но не желающих совершенствоваться. Я надеюсь, что когда-нибудь их отношение к жизни изменится, и они будут не только жить в думах о себе и мечтах, а попытаются совершать реальные дела во благо всего общества.

Сочинение по литературе на тему: Почему Онегин живет и не стареет?

Другие сочинения:

  1. Почему Онегин живет и не стареет? На мой взгляд, во-первых, потому что этот образ вышел из-под пера гениального писателя, признанного во всем мире. А ничто гениальное не теряет своей актуальности очень долгое время. Во-вторых, А. С. Пушкин описал в своем Read More ......
  2. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы Read More ......
  3. Роман Пушкина в стихах “Евгений Онегин” – это срез современной автору эпохи. Подобных произведений до этого не знала русская литература. Пушкин был первым, кто проницательно разглядел черту, которой было суждено развитие в русском обществе: одиночество в нем каждого, кто, так Read More ......
  4. Роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин” прежде всего – самое известное и важное для понимания его творческой личности и литературного пути произведение. Поэт начал работу весной 1823 года в Кишиневе, завер­шил роман в Болдине удивительно плодотворной и счаст­ливой для Пушкина Read More ......
  5. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование будто бы оборвано на половине. Вызвано это, на мой взгляд, тем, что Пушкин ставит в своем романе принципиально новые для русской Read More ......
  6. Известно, что Анна Ахматова очень любила и ценила творчество А. С. Пушкина. В какой-то степени она считала себя его ученицей, наследницей, преемницей и просто большой почитательницей творчества. Фигура великого поэта и его творения – частые гости в стихотворениях Ахматовой. Известны Read More ......
  7. Роман “Евгений Онегин” – это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком. Няня Татьяны Лариной говорит, что в ее время даже “не слыхали Read More ......
  8. “Евгений Онегин” по праву считается центральным произведением А. С. Пушкина. Работа над ним продолжалась около восьми с половиной лет. При первом же упоминании о работе над Евгением Онегиным Пушкин сообщал: “Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”. Read More ......
Почему Онегин живет и не стареет?

Татьяну Ларину в произведении «Евгений Онегин» называют идеальным образом русской женщины. Еще будучи маленьким ребенком, она жила в своей родной семье и казалась близким людям чужой: маленькая Татьяна не любила резвиться с другими детьми, могла просидеть день-деньской у окна. Внешне она была холодна, однако внутренний мир ее был очень богат. Рассказы няни сделали из девочки настоящую фантазерку, ребенка «не от мира сего».

Духовная жизнь Татьяны

В сочинении «Почему Онегин полюбил Татьяну?» школьник может рассказать о том, какой была героиня до встречи с Евгением. Несмотря на то что Татьяне были чужды детские игры и деревенские развлечения, она всей душой интересовалась народным мистицизмом. Ее склонность к фантазированию позволяла ей видеть необычное в приметах. А затем от сказок, рассказываемых ей няней, Татьяна перешла к романам. Она превращается в мечтательную девушку, которая живет в собственном мире, окружает себя персонажами любимых романов, и деревенская действительность ей чужда.

Чистота девушки

Почему Онегин полюбил Татьяну именно после второй встречи в столице? Многие считают, что в деревне она была слишком простой, не представляла для него загадки. Когда появляется Онегин, Татьяне он кажется героем, которого она ждала, ведь он был слишком заметным и оригинальным. Снова девушка бросается к своим любимым романам, воображая себя их героиней. И под впечатлением перечитанных книг она сочиняет письмо Онегину, в котором повторяет фразы из любовного послания Юлии из произведения Руссо. Великий русский поэт стремится оправдать в глазах читателя этот поступок. Он просит снисхождения к наивной девушке, ведь в ней не найти того кокетства или лицемерия, которое свойственно светским красавицам. Татьяна «любит без искусства».

Отвергнутые чувства

В сочинении «Почему Онегин полюбил Татьяну» учащийся может сравнить то, как отреагировал главный герой на письмо девушки в начале произведения с его отношением к ней после второй встречи. Онегин был «тронут» посланием Татьяны. Однако он стал действовать согласно своей привычке: его пугала перспектива семейной жизни, и опускаться до скучного деревенского существования ему никак не хотелось. Счастье с обычной провинциальной девушкой казалось ему совершенно прозаическим. И воспользоваться неопытностью Татьяны Онегин совершенно не испытывал желания, ведь тогда она была для него слишком «неинтересной». На этом этапе он не видел для себя никакой «интриги», возможности «побороться» за Татьяну. Помимо этого Онегин мнил, что в душе является Чайльд-Гарольдом, а он как раз в подобном случае и отверг любовь Флорансы. Однако помимо своего отказа, Онегин еще и добавляет нравоучения: «Учитесь властвовать собой, не всякий вас, как я поймет».

Мог ли Онегин полюбить Татьяну в деревне?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно на минуту представить себе, как бы развивались события, если бы Онегин ответил на чувства Татьяны еще в деревне, при их первой встрече. Ведь ему хватило лишь одного взгляда, чтобы по достоинству оценить девушку. Почему Онегин полюбил Татьяну именно после встречи в столице? Представим, что письмо Татьяны не оставило бы его равнодушным. Скорее всего, эта любовь была бы похожей на жалость. Ведь Онегину было бы трудно понять поэтическую натуру Татьяны. Конечно, можно возразить, что со временем жалость его смогла бы перерасти в любовь. Однако это было бы не то чувство, которого в действительности достойна героиня. Глубокой и искренней любви на тот момент она бы от Онегина не дождалась. Он мог увлечься ею на время, однако привыкнув, разлюбил бы ее навеки.

Татьяна была абсолютно самодостаточным человеком. Деревенская жизнь ее не тяготила, девушка жила в согласии с окружающим миром. Размеренная деревенская жизнь только способствовала ее духовному развитию. Ум и доброта позволяли ей не скучать в тех условиях. Но если предположить, что Онегин полюбил бы Татьяну в то время, то, скорее всего, вскоре бы ему такая жизнь надоела, и он снова отправился бы в столицу из опостылевшей деревни и оставил Татьяну. Поэтому можно утверждать, что на том этапе ответная любовь Онегина к Татьяне была невозможной.

Понимание, обретенное Татьяной

После того как Ленский погиб, Онегин покинул деревню. Вопрос, почему Онегин полюбил Татьяну потом, на этом этапе приобретает драматичный оттенок. Если бы Онегин знал, что его ждут страдания по причине неразделенных чувств, возможно, он не стал бы относиться к Татьяне столь сухо. Татьяна не сумела его забыть. Она воспользовалась отъездом Онегина, проникла в его жилище и перечитала его любимые произведения. Оказывается, ее возлюбленный интересовался исключительно Байроном, в произведениях которого описывались разочарованные и озлобленные на мир персонажи. Вчитавшись внимательно в эти романы, Татьяна поняла, какими правилами руководствуется Онегин в своей жизни: это «чудак печальный и опасный». И вот Татьяна Ларина задает себе вопрос: «Уж не пародия ли он?»

Она лучше поняла Онегина, однако совершенно его не разлюбила. Татьяна простилась с ним навсегда с душой, полной сожалений. После этой ошибки иссякли романтические мечты Татьяны, она сумела отказаться от влияния вымышленных книжных персонажей на свою жизнь. Уступив желанию матери, она вышла замуж за пожилого князя. В ней нет любви, однако она полна чувства уважения к мужу. Теперь Татьяна смотрит на жизнь трезвым и совершенно спокойным взглядом.

Новая Татьяна

Почему Онегин полюбил Татьяну в конце романа? Возможно, причиной были не только изменения в поведении Татьяны. Скорее, изменился он сам: мрачные настроения сменились любовью, и он смог усмотреть смысл в своей жизни. Ценность Татьяны стала для него очевидной. Через какое-то время Онегин встречает ее вновь в столице. Он поражен той переменой, которая с ней случилась. Вместо наивной и мечтательной девушки он встречает спокойную и выдержанную светскую львицу.

Все ее поведение показывает, что она руководствуется общепринятыми нормами и не собирается от них отступать ни на йоту. «Приличия» теперь для Татьяны важнее всего. Но Онегин влюбляется в нее без памяти. Он больше никого из себя не корчит, превратившись в «доброго малого» с несчастной душой. Герой ничего не ждет для себя от этих чувств, но преодолеть он их не может и тоже пишет письмо Татьяне. В нем каждое слово оказывается правдивым, и происходит последнее объяснение героев.

Изменения в Онегине

При встрече в столице первое, что бросается в глаза Онегину - это новое поведение Татьяны. Он поражен встречей с княгиней. «Как изменилася Татьяна!» - восклицает он. Есть мнение, что ответ на вопрос, почему Онегин полюбил Татьяну в конце произведения, может быть таков: за изменения в поведении. Однако сложно утверждать, что сама Татьяна меняется на протяжении романа. Ведь в заключительной сцене она сбрасывает свою светскую маску. Меняется сам Онегин по причине своих чувств - у него появляются новые интересы, восприятие жизни становится другим.

Почему Онегин полюбил Татьяну - зрелую женщину? Еще одна версия

В завершающей части произведения деревенская девушка представлена как зрелая женщина, умеющая контролировать свои эмоции. Вполне возможно, что остаток своей жизни она и провела в этом самоконтроле, а встреча с Онегиным была всего лишь кратким эпизодом. Возможно, причиной возникновения светлых чувств у Онегина к Татьяне были ее внутренние изменения. Ведь она сумела отделить созданный ее фантазией и приправленный мечтательными иллюзиями образ от реального Онегина. Понимание того, кем он является в действительности, помогло ей взять свои чувства под контроль, и ее отстраненность послужила причиной возникновения страсти у Онегина.

Люди, особенно имеющие детей, знают, как порою нелегко выбрать имя младенцу. Задолго до его появления на свет (а некоторые — за много лет до зачатия) уже подбирают имя.

Проще всего королям: Людовик XIII, XIV, XV... Генрих IV, V, VI, VIII... Простому человеку сложнее: надо почтить любимого деда, богатую тетку, какого-нибудь кровавого маньяка (папаша Санчес назвал будущего террориста Ильичом, угадал), испанец, не задумываясь, дает мальчику пять имен и ублажает всех, включая Богородицу (немецкий случай: Эрих Мария Ремарк), у колыбели толпится семья, дело иногда доходит до драки.

Автор — один. Он сам вынашивал, сам родил, сам ищет имя, мучается. Говорящие имена — дело не хитрое. Кутейкин — пьяница, Кабаниха — свинья, Молчалин — тихушник, втируша, карьерист... Это имена-характеристики.

А Онегин? Почему он — Евгений? Случайностью это быть не может. Тем более что Пушкин сам признался:

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу…

Это 60-я строфа — последняя строфа первой главы.

Евгений — имя какое-то чужое. Конечно, Коля, Ваня, Петя (грек, еврей, римлянин) тоже когда-то были чужие, но так давно обрусели, что стали свои в доску. А Евгений — нет, что-то в нем не наше.

Может, француз? Тем более что лицейская кличка Пушкина была Француз. Французский язык — язык русского дворянства...

Татьяна свое знаменитое письмо пишет Онегину по-французски, в частности, еще и потому, что

Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном.

Все так привыкли и к этим стихам, и к тому, что Пушкин — гений; не замечают, как он коряво написал «она по-русски плохо знала». Правильно: «она плохо говорила по-русски» либо «она плохо знала русский» (язык).

А «по-русски плохо» употребляется в смысле «как это обычно бывает здесь» или проще «на русский манер». Например, она по-русски плохо укладывала асфальт.

Евгений Онегин в представлении Пушкина.

Она по-русски плохо знала — это Пушкин нарочно, это насмешка и над героиней, которую он передразнил, и над читателем...

Ах да! Всё кругом было французское; на Западе сияла звезда Наполеона; Онегина ребенка учил «француз убогой» (теперь пишут «убогий» — правят Пушкина, портят рифму «...француз убогой не докучал моралью строгой », делают «убогий — строгой», зато в соответствии с понятиями современной корректуры). Онегин блестяще говорит по-французски, но совсем не француз и уж точно не немец. Пушкину понравился его характер.

...Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.

Холодность, оригинальность (неподражательная странность) — попахивает англичанином. И очень отчетливо.

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет

Как денди лондонский одет. Хранит молчанье в важном споре. Читает Адама Смита (английского экономиста)... А что он ест?

Пред ним roast-beef окровавленный...

Нет: рано чувства в нем остыли ; (а во французе не остывают до смерти, в русском — до почечуя)

Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог

Beef-stеаks... (опять английская еда с английским написанием)

…И сыпать острые слова,
Когда болела голова.

Скучает Онегин тоже по-английски.

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold, угрюмый, томный...

Еще и Чайльд-Гарольд (английский герой англичанина Байрона). А потом еще и в деревне все решили, что он (Онегин) опаснейший чудак.

Ну а потом во вторую главу из-за границы прискакал Ленский. Вот именно примчался, а не приехал; потому что сюжет-то надо было двигать. Сейчас он познакомит Онегина с Татьяной Лариной и...

Но сперва Ленский, с малолетства влюбленный в Ольгу, отдал дань уважения могиле отца своей невесты — Дмитрия Ларина, хороший был человек.

Он был простой и добрый барин,
И там, где прах его лежит,
Надгробный памятник гласит:
“Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир”.

Своим пенатам возвращенный,
Владимир Ленский посетил
Соседа памятник смиренный,
И вздох он пеплу посвятил;
И долго сердцу грустно было.
«Poor Yorick! 16 — молвил он уныло, —
Он на руках меня держал.
Как часто в детстве я играл
Его Очаковской медалью!
Он Ольгу прочил за меня,
Он говорил: дождусь ли дня?..»
И, полный искренней печалью,
Владимир тут же начертал
Ему надгробный мадригал.

После слов «Poor Yorick!» стоит циферка «16» — это примечание самого Пушкина; таких в «Онегине» 44.

Примечание № 16 выглядит так: «Бедный Иорик!» — восклицание Гамлета над черепом шута. (См. Шекспира и Стерна.)"

«См.» означает «смотри». Но этого пушкинского указания никто не выполняет. Потому что про Гамлета с черепом все и так знают, заглядывать в Шекспира ни к чему. А «см. Стерна»... во-первых, его нет под рукой; а во-вторых, зачем смотреть Стерна, если мы уже всё знаем из Шекспира.


Издание 1825 года (задолго до окончания романа).

Но если все-таки сделать то, что Пушкин попросил — взять, например, роман Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (один из самых смешных романов в мировой литературе, вещь хулиганская, даже трудно поверить, что священник написал), — если взять этот роман, то в главе ХII читаем:

«Евгений увидел, что друг его умирает, убитый горем: он пожал ему руку — — и тихонько вышел из комнаты весь в слезах. Йорик проводил Евгения глазами до двери, — потом их закрыл — и больше уже не открывал.

Он покоится у себя на погосте, в приходе, под гладкой мраморной плитой, которую друг его Евгений, с разрешения душеприказчиков, водрузил на его могиле, сделав на ней надпись всего из трех слов, служащих ему вместе и эпитафией и элегией: «УВЫ, БЕДНЫЙ ЙОРИК!»

Десять раз в день дух Йорика получает утешение, слыша, как читают эту надгробную надпись на множество различных жалобных ладов, свидетельствующих о всеобщем сострадании и уважении к нему: — — тропинка пересекает погост у самого края его могилы, — и каждый, кто проходит мимо, невольно останавливается, бросает на нее взгляд — — и вздыхает, продолжая свой путь: «Увы, бедный Йорик!»

Двойное тире — большая редкость в литературе. Дополнительный способ придать оттенок глумления «различным жалобным ладам». А Евгений (см. Стерна) — эксцентричный молодой человек, нарушитель приличий и правил солидного общества — — опаснейший чудак.

Вот откуда имя Онегина и, в некотором смысле, характер. Обидчивые академики, которые за 185 лет не дошли до такой простой мысли, академики, которым почти 200 лет было лень сделать элементарную вещь: посм отреть (и почитать) Стерна, — скажут, что это «всего лишь версия».

Пусть версия. Но ведь не моя. Это же не я написал «см. Стерна».

Все другие версии — версии многомудрых литературоведов. А эта — авторская. Надо уважать.

P.S. Во вторник, 7 февраля, в 22.30, по каналу «Культура» в передаче «Игра в бисер» будут разбирать роман в стихах «Евгений Онегин». Не знаю, заметят ли это телезрители, но во время записи передачи возникло ощущение, будто некоторые важные участники слегка обиделись, когда я сказал, почему Онегин — Евгений.

Похожие публикации