Разработка урока по литературе. Тема: "И. Тургенев "Ася". "Тургеневская" девушка в повести. Образ Аси". Приемы создания образа Аси в одноименном произведении И.С.Тургенева Кто такая ася в повести тургенева

Перед Вами пример сочинения-рассуждения по теме “Образ Аси” для 8 класса. Надеюсь, этот пример будет Вам полезен при написании собственного сочинения.

Сочинение «ЭТО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЕ, НО СТРАННОЕ СУЩЕСТВО»

(По повести И. С. Тургенева «Ася»)

Фабула повести сложилась у И. С. Тургенева, по словам самого автора, неожиданно и сразу. Под воздействием того «особенного настроения», которое рождается от общения с природой, от мысленного возвращения в свою молодость, в любовь, в прекрасные порывы юности. Тургенев в своем творчестве проповедовал «общечеловеческие добрые чувства», в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты»,- читаем мы у М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Сам сюжет повести «Ася» очень поэтичен. Это рассказ о двух молодых людях, разных, но испытавших друг к другу одно, такое непохожее чувство. Это повесть о Ромео и Джульетте, счастью которых ничего, казалось бы, не мешало, но которые сами оттолкнули от себя это счастье, может быть, поторопив события, а может, наоборот, подчинив чувства трезвой мысли.

Особый колорит повести придает ее главная героиня - полузагадочное, необыкновенное существо, не похожее ни на кого и ни на что! На месте господина Н. мог оказаться любой, а вот Ася неповторима и неподражаема. Она кажется немного странной, но ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить. Вся повесть - это рассказ о ней, глубокой, эмоциональной, «мятежной» натуре. Все события разворачиваются вокруг этого хрупкого и эксцентричного существа, поэтому повесть называется ее именем - «Ася».

Судьба распорядилась так, что Ася - незаконнорожденная дочь барина и горничной - после смерти своей матери была взята отцом в барский дом. Ася скоро поняла, что она главное лицо в этом доме, что отец ее любит и балует, но она также скоро поняла и свое ложное положение, самолюбие развилось в ней сильно. Она хотела заставить весь мир забыть свое происхождение, но сама его стыдилась. «Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно, но сердце в ней не испортилось, ум уцелел»,- рассказывал о ней Гагин. В пансионе в Петербурге, где она обучалась четыре года, она проявляла характер независимый, упрямилась, «никак не хотела подойти под общий уровень». И вот, оказавшись за границей с братом, «она шалит и чудит по-прежнему».

Тургенев рисует Асю миловидной, хорошо сложенной, очень подвижной, похожей на мальчика, она ни минуты не могла усидеть на месте, «ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен», она с трудом входила в общение, ее поступки были странны и противоречивы, она казалась то натянуто веселой, то огорченной и смущенной, то самолюбивой, то милой и простой. Внутри ее все время шла какая-то работа, кипели противоречивые страсти. «Что за хамелеон эта девушка!» -думал о ней Н. «По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось»,- вот как автор объясняет противоречивость ее характера.

Гагин хорошо знал и понимал свою сестру. Она казалась ему «сумасшедшею», но относился он к ней снисходительно, с пониманием. Он знал, что она горяча как порох, если она кого полюбит, то будет беда, ведь «у ней ни одного чувства не бывает вполовину», ей «нужен герой, необыкновенный человек», она глубоко чувствует, и эти чувства находят на нее так стремительно, как гроза, она правдива, искренна, чиста, «она хоть и притворяется, что ей все нипочем,- мнением каждого дорожит», она не может вынести того, что всякая другая легко бы перенесла, «у ней сердце очень доброе, но голова бедовая», «трудно с нею ладить». «Ах, что за душа у этой девочки… но она себя погубит, непременно»,- высказывает Гагин свое мнение об Асе.

Вот и Н., когда заглянул поглубже в Асину душу, понял, что Ася его привлекала «не одной только полудикой прелестью»,- ее душа ему нравилась! Но Ася, «с ее огненной головой, с ее прошлым, с ее воспитанием, это привлекательное, но странное существо», напугала Н. Он оказался не готов к тому чувству, которое зародилось между ними. Он не мог до конца понять Асин внутренний мир, не смог стать для нее опорой. Он отложил свое счастье «на завтра»!

Герой повести утешался мыслью, что, вероятно, не был бы счастлив с такой женой, как Ася. Она, конечно же, натура глубокая, романтичная. С такими людьми чрезвычайно интересно, но и неимоверно трудно. Надо самому быть человеком необыкновенным, внимательным, благородным, с глубоким внутренним миром, чтобы ее понять и принять. Словом, надо быть достойным ее, чтобы счастье было взаимным.

Тема: «Образ Аси в повести И. С. Тургенева».Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид - интеллектуальный клуб.

Цели:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Задача: формировать и развивать УУД.

Образовательный аспект: совершенствование умений и навыков словесного оформления образов, умения находить подтверждение своим суждениям в тексте; закрепление теоретических понятий «образ», «герой», «композиция», «сюжет», «повесть», углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; познакомить с понятием литературный тип «тургеневской» девушки.

Развивающий аспект: формирование умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, развитие навыков самоконтроля и рефлексии, формирование у учащихся интереса к исследовательской работе; развитие логического и образного мышления;

Воспитательный аспект: воспитывать эстетическое восприятие любви, искренность, гуманизм, бережное отношение к женщине; воспитание грамотного читателя.

Место урока в учебном плане: на изучение данного тематического блока выделяется 3-4 часа, данная тема обсуждается на 2 занятии.

Технологии: технология проблемного обучения, игрового обучения, развивающего обучения, индивидуального обучения, технология обучения на примере конкретных ситуаций.

Методы: эвристическая беседа, дискуссия, проблемные задания, анализ информации разных форм, инсценирование, конструирование, дифференцирование.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

Виды контроля: устные и письменные ответы, рефлексивная карта. Оборудование: УМКГ.С. Меркина, С.А. Зинина (М: Русское Слово, 2013г.), презентация Power Point, раздаточный материал для каждогоучащегося, видеозапись трейлера. Межпредметные связи: литература, МХК, история, философия, искусство театра и кино.

ХОД УРОКА

Вступительное слово.

Добрый день. Сегодня я приглашаю вас в интеллектуальный клуб, в котором вежливо ведётся дискуссия, ценится быстрота реакции при ответе на вопросы. В интеллектуальном клубе вы сможете показать оригинальность мышления, поразить нестандартностью высказываний и умением задавать вопросы. В общем, блистайте эрудицией. Вот некоторые установки нашего занятия в интеллектуальном клубе. Перед началом работы необходимо ознакомиться с материалами. Возьмите ваш файл, рассмотрите. Подпишите индивидуальный бланк. Поднимите руки те, у кого в файлах есть текстовая информация на белых листах. Я прошу вас приступить к выполнению задания, а остальные будут работать вместе со мной. Актуализация знаний по теме.

Мы продолжаем изучение повести И.Тургенева «Ася Мы будем работать с текстом повести, доказывать свои суждения, выполнять исследовательскую работу. Мы знакомы лишь с малой частицей творчества И. Тургенева. Мастерство его проявляется в каждом росчерке пера, и повесть «Ася» - одно из показательных произведений. В нем вы, совершив путешествие в XIX век, встретили «тургеневскую девушку», представляли себя рядом с героями, убедились, что человеческие чувства: любовь и дружба, взаимопонимание и отношения между людьми - были всегда сложными и многогранными…

Беседа по вопросам проблемного характера.

О чем эта повесть? Как зовут главного героя? Что вы можете сказать о нем? Каковы его занятия, увлечения?

Н. Н. - обобщение, традиционное обозначение какого-либо лица, скрывающего свое настоящее имя. Н. Н. типичен, он представитель своего поколения «лишних людей»: умных, образованных, стремящихся к какой-либо деятельности, но не знающих, что делать и как (яркий пример - Гагин.) Не умея найти себе поприще для реализации своих знаний и таланта, они скитаются либо по России, либо по миру, привыкая ничего не делать, ничего не решать, ни за что не отвечать. «Умная ненужность», «лишние люди», «эгоисты поневоле» - разные их имена. «Лишние люди» - поколения дворянских интеллигентов 1820-1850-х годов, причем русских дворян, не нашедших себе применения в социально-политической структуре общества тех лет. Так как они «эгоисты поневоле», они думают только о себе, своих чувствах и переживаниях, о своем душевном и материальном комфорте. Другие люди существуют на периферии их чувств и желаний.

Как правило, испытания любовью, сильным чувством они не выдерживают, ибо любовь - всегда жертва, всегда революция, всегда смена образа жизни.

Что вы можете сказать о Гагине?

Какова тема повести? Тема прочитанной повести - любовь, человеческие взаимоотношения, отношение к близкому человеку, бережное отношение к чувствам других — это и есть нравственный аспект произведения.

Почему повесть названа «Ася», если повествование ведётся от первого лица?

Где происходят события? Перенесёмся в Германию на берега Рейна.

Ich weiβ nicht, was soll es bedeuten

Daβ ich so traurig bin;

Ein Märchen aus alten Zeiten,

Das kommt mir nicht aus dem Sinn.

(Heinrich Heine

“Die Heimkehr”, 1823-1824)

А так звучит перевод А. Блока.

Не знаю, что значит такое,

Что скорбью я смущён;

Давно не даёт покою

Мне сказка старых времён. (1909)

Эта сказка старых времён повествует о юной золотоволосой девушке Лорелей, сидящей на вершине скалы и поющей чарующие песни. Её красота и голос привлекали рыбаков, которые разбивались о подводные рифы и погибали. Лорелей - символ любви, к которой стремится душа. Любовь прекрасна. Но в ее пламени можно и погибнуть. Лишь безумцы отваживаются любить, ведь придет миг, когда придется проститься с любимым навсегда.

Учитель вывешивает на доску иллюстрацию и подписывает основную краткую характеристику образа. /любящая, страдающая, отчаянная, опасная/ 4 минуты.

- Теперь, ребята, посмотрите в файлы /розданы индивидуально/ и найдите иллюстрации /только у 7/. Скажите, знаете ли вы, кто изображён? Предположительно назовут Маргариту из «Фауста» и Татьяну из «Евгения Онегина», но могут и не определить. Вызвать 1 ученика к доске с иллюстрацией. Ребята высказывают предположения.

Те, у кого есть текстовая информация на белых листах, помогают нам раскрыть неизвестные факты, и мы соотнесём рисунок и текст на доске /по данному выше учителем образцу/.

2. Культурологичекая экспозиция. Завязка урока.

Работа с информацией о

1. Семистрельной Мадонне /черты - жертвенность и всеобъемлющая Любовь /,

2. Маргарита - Гретхен из «Фауста» И. Гёте /чистота, невинность /,

3. Доротея из «Германа и Доротеи» И. Гёте /домовитость, степенность /,

4. Галатея Рафаэля /совершенная физическая и духовная красота /,

5. Татьяна Ларина /искренность, безупречная душевная красота, чистота, сила духа, смелость/,

6. Полина Тургенева /характеристику не даём, так как она - мостик к теме и целям?

По очереди все изображения оказываются прикрепленными к ватману. Всего 7 образов вместе с Лорелей. 8-10 минут.

Посмотрите на получившийся коллаж. Что отличного и общего?

6 культурологических и 1 реальный, все связаны с Тургеневым, с повестью «Ася» .

Можете предположить тему и цели нашего интеллектуального заседания?

«Образ Аси. Тип «тургеневской девушки».

Узнать из чего, как складывается художественный образ; в чём особенности «тургеневской девушки»; подумать об актуальности образа Аси. Запишите тему в бланк.

Записать вопросы урока на доске:

«Из чего складывается художественный образ человека»,

«В чём обаяние образа тургеневской девушки?»

«Для чего же создаётся художественный образ».

Докажем ваше предположение, что женские образы на нашем импровизированном стенде имеют отношение к тексту повести «Ася» и непосредственно к самой героине. Читают цитаты учащиеся.

Просмотр слайдов 2-10 с цитатами из повести для создания общей картины. 3-4 минуты.

Сделать микровывод о том, что Тургенев целенаправленно упоминает данные женские образы, т.к. при создании образа Аси писатель использует их основные черты /см. коллаж/

Таким образом, при создании собственного художественного образа писатель опирается на определённые прототипы. Для более полного восприятия и дальнейшей работы с текстом предлагаю посмотреть трейлер к кинофильму 1977 года по мотивам повести «Ася». Просмотр трейлера.4 минуты.

3. Основная часть урока. Работа с текстом, терминами.

Чтобы и нам с вами ответить на вопросы Гагина: «А какого Вы мнения об Асе? Вам сестра моя нравится?» - предлагаю проанализировать цитаты из повести. В ваших файлах есть оранжевые, зелёные и жёлтые листы с текстовой информацией.

«Зелёные листочки» встают и работают отдельно за выделенным столом по выданной инструкции. /5 минут/

Инструкция. Прочитайте фрагменты текста, определите автора высказывания, расположите отрывки в хронологическом порядке /по сюжету/, выберите свой номер, определите основные черты описанной героини. Ваше время 5 минут.

«Оранжевые» по очереди зачитывают цитаты. Выявите общее в высказываниях и запишите в бланк на цветок. Почему цветок? Вспомните эпизод, в котором Ася бросает из окна ветку герани. /сумасшедшая, странная, бедова (ничего не боящаяся, смелая, дерзкая)/ 2 минуты.

Слайд № 9.

«Жёлтые» зачитывают цитату и актёрски обыгрывают /произнесите реплику от имени Аси, как бы вы сыграли её. Выявите основные черты и запишите. 3 минуты. Слайды 10-11.

Время «Зелёных» : ребята показывают результаты, объясняют свой выбор, записывают вывод. Проверка правильности на слайде №12-16. Запись основных черт характера, поведения и внешности в бланк. 4 минуты

Какой открылась нам, читателям Ася? Вам нравится такая девушка?

4. Кульминация урока

Посмотрите на промежуточный итог вашей работы, отражённый на доске. Мы рассмотрели много женских образов и подошли к основополагающим вопросам урока: «Из чего складывается художественный образ человека», «В чём обаяние образа тургеневской девушки?» и «Для чего же создаётся художественный образ».

Что в литературоведении понимают под термином «художественный образ»?

Внешний облик Аси открывается нам постепенно, по мере того, как господин Н. рассмотрел новую знакомку. Поначалу перед нами «девушка невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица». Позднее, за ужином «Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши». Детали внешности как бы высвечиваются, повествователь обращает внимание на одну или другую. Но нигде они не сливаются в законченный портрет, как мы это видели у Натальи Ласунской, Кати или Анны Сергеевны.

Юная героиня не имеет еще сложившегося облика. На протяжении повести мы наблюдаем, как она примеряет на себя разные костюмы, а с ними разную манеру вести себя. На следующее утро после встречи мы встречаем Асю у развалин старинного замка. Вскарабкавшись на уступ стены, «Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный блик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе…». В дальнейшем из ее рассказа мы поймем, что девушка воображала себя Лорелеей, героиней немецких преданий, сидящей на скале. Зато в тот же день она вышла к обеду «одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная <…> и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно». Господин Н. догадался, что «ей явно хотелось разыграть <…> новую роль - роль приличной и благовоспитанной барышни». Толчком к изменению облика всякий раз оказывается желание понравиться новому знакомому. «Вечером я читал <…> «Германа и Доротею» (роман И.В. Гете, воспевающий идиллию мирной жизни в провинции - О.Т ), - вспоминает повествователь. - На следующий день я опять не узнал ее, пока не догадался, что ей вдруг пришло в голову: быть домовитой и степенной, как Доротея».

Но вся пленительность облика героини раскрывается, когда она оделась «простою девушкой». : «На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо <…>. Для довершения сходства она принялась напевать вполголоса «Матушку, голубушку».

По мере встреч с Асей рассказчик начинает догадываться, что вокруг него - чужая красота. В нем пробуждается внезапно чувство родины: «Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле…» «“Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стороне, между чужими?” - воскликнул я...» Рассказчик полагает, что «так взволновал запах степной травы». Он, и только он, «мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней». Но этому одномоментному ощущению предшествовало многодневное пребывание у Гагиных…

Читайте также другие статьи по теме «Анализ повести И.С. Тургенева «Ася».


Красота разлита всюду... Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности. И. С. Тургенев Повесть «Ася» - это прекрасная история любви с печальным концом - влюбленные расстались. Первая любовь Аси закончилась трагично. Главная героиня Ася - это ярчайший образ в литературе. Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита». Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Все это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах, но от этого она не разлюбила жизнь, более того, она хотела оставить свой след в истории. «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица: «Да, хорошо!- так же тихо отвечала она, не смотря на меня. - Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве... Но мы не птицы». Ей нравятся романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин». Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура. Героиню впервые охватывает такое чувство, как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой: «Я досадовал на откровенность Гагина, я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала и смущала. Я не мог понять, что заставило ее все высказать брату; неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня... «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н. Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Обвинения Н. Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город.Я считаю, даже хорошо, что у Аси не получилось связать свою жизнь с Н. Н., потому что он ее не любил, а просто симпатизировал ей. Ася еще молода и найдет подходящего мужа, который по-настоящему будет ее любить. Просто нужно подождать. Даже сам Н. Н. считал, что все получилось правильно, Я хоть и грустно: «Я не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой». В какой-то степени он поступил благородно, не став обманывать девушку и не портя ей всю жизнь. Я Зато Н. Н. запомнил прекрасное ощущение, которое подарила ему Ася - что тебя кто-то любит: «ни я одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!», ведь он так и остался холостяком: «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы». Я считаю, что образ Аси затронул каждого. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась! в Н. Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н. Н., заставляет Я нас посочувствовать. Но меня изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться то, что она стремится достичь чего-то в жизни. Образ Аси - знаменитый образ тургеневской девушки, той, которая имеет сильный, независимый Я характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Искренность и честность - вот качества, отличающие «тургеневскую» девушку от простых женщин. Тургенев был мастером своего дела - он смог разглядеть в девушке те возвышенные качества, которые до нею не видел никто. Вообще в творчестве Тургенева образ девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни. Это девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей. В «Асе» (и других повестях, например в «Первой любви»). Тургенев психологически точно описал, как в юном сердце, Я впервые полюбившем, обостряются все чувства, и герой видит, ощущает поток жизни, его незаметное Я течение. И здесь встает вопрос об актуальности темы, существуют ли в настоящее время такие девушки или вообще подобные люди? Многие считают, что нет. Что мир попон материализма и не способен на настоящие, искренние, преданные чувства. Но эта повесть оставляет веру в обратное. И именно тургеневские девушки и люди им подобные привносят в. наш мир самое светлое, самое красивое и нежное Я чувство - любовь. Более того, образ Аси может стать примером для других. Хотя в наше страшное время опасно быть чистой, непорочной и полной возвышенной любви. Тем не менее, это произведение заставляет задуматься об образе жизни, принципах каждого из нас.

За ее основу были взяты черты, присущие биографии писателя. Характеристика Аси в повести «Ася» невозможна без краткого экскурса в жизнь, а точнее любовь Ивана Сергеевича.

Вечный друг Полины Виардо

Отношения Полины Виардо и Ивана Сергеевича продлились долгих 40 лет. Это была история любви, которая поселилась только в сердце одного человека, Тургенева, а страстно почитаемая им женщина не отвечала ему взаимностью. Она была замужем. И все четыре десятилетия Иван Сергеевич приходил в их дом в качестве вечного и навсегда верного друга семьи. Поселившись «на краешке чужого гнезда», писатель пытался построить свое, однако до конца жизни любил Полину Виардо. Виардо стала женщиной-разлучницей, убийцей счастья девушек, которые безоглядно влюблялись в Ивана Сергеевича.

Стоит сказать, что трагичные отношения с Виардо были не новы для него. Совсем еще юный Иван в восемнадцатилетнем возрасте влюбился в дочь Катеньку. Милое ангельское создание, какой казалась девушка на первый взгляд, на деле не оказалась таковой. Она имела длительные с главным деревенским ловеласом. По злой иронии девичье сердце покорил Сергей Николаевич Тургенев, отец писателя.

Однако не только писателю разбивали сердце, он сам не раз отвергал любящих его женщин. Ведь до конца дней он обожал Полину Виардо.

Характеристика Аси в повести «Ася». Типаж тургеневской девушки

Многие знают, что тургеневские девушки существуют, но мало кто помнит, какова она, героиня из рассказов писателя.

Портретная характеристика Аси, встречающаяся на страницах повести, такова.

Как видно из приведенных строк, Ася обладала нетипичной красотой: мальчиковая внешность сочетала в себе короткие крупные глаза, окаймленные длинными ресницами, и необычайно стройный стан.

Краткая характеристика Аси, ее внешнего образа будет неполной, если не упомянуть, что, скорей всего, в ней нашло отражение разочарование Тургенева в круга (последствия к Екатерине Шаховской).

Именно здесь, на страницах повести «Ася», зарождается не только тургеневская девушка, но тургеневское чувство любви. Любовь сравнивается с революцией.

Любовь, как и революция, проверяет героев и их чувство на стойкость, жизнеспособность.

Происхождение Аси и характер

Предыстория жизни героини внесла существенный вклад в характер девушки. Это внебрачная дочь помещика и горничной. Ее мать старалась воспитывать ее в строгости. Однако после смерти Татьяны Асю забрал к себе отец. Из-за него в душе девушке зародились такие чувства, как самолюбие и недоверчивость.

Характеристика Аси из повести Тургенева вносит изначальные несоответствия в ее образ. Она противоречива и игрива в отношениях со всеми людьми. Если взять ее интерес ко всему окружающему, то можно понять, что девушка показывает это немного неестественно. Так как она смотрит на все с любопытством, однако по сути дела ни во что внимательно не вникает и не вглядывается.

Несмотря на присущее ей самолюбие, она обладает странным пристрастием: заводить знакомства с людьми, которые классово стоят ниже нее.

Момент духовного пробуждения

Характеристика Аси из повести Тургенева будет неполной, если не обдумать вопрос духовного пробуждения главных героев: Аси и господина Н.Н.

Герой и автор повествования, встретив в небольшом немецком городке Асю, чувствует, что душа его затрепетала. Можно сказать, что он духовно ожил, открылся чувствам. Ася убирает розовую завесу, через которую он смотрел на себя и на свою жизнь. Н.Н. понимает, насколько ложно было его существование до момента знакомства с Асей: время, растраченное на путешествия, теперь ему кажется непозволительной роскошью.

Перерожденное мировоззрение господина Н.Н. с трепетом ожидает каждой встречи. Однако встав перед выбором: любовь и ответственность или одиночество, - он приходит к выводу о нелепости возможной жениться на той, чей нрав ему не покорить никогда.

Любовь также помогает раскрыться характеру Аси. Она начинает осознавать себя личностью. Теперь она не может обойтись обычным чтением книг, из которых она дочерпывала знания об «истинной» любви. Ася открывается чувству, надеждам. Она первый раз в жизни перестала сомневаться и открыла себя для ярких чувств.

Какова она, Ася, в глазах господина Н.Н.?

Характеристика Аси в повести «Ася» производится не самим Иваном Сергеевичем, эту задачу он отводит своему герою, господину Н.Н.

Благодаря этому мы можем заметить трансформацию отношения героя к возлюбленной: от неприязни к любви и недопониманию.

Господин Н.Н. отметил душевный порыв Аси, желающей показать свое «высокое» происхождение:

Все ее поступки поначалу кажутся ему «детскими выходками». Но вскоре он увидел ее в облике испуганной, но прекрасной птички:

Взаимоотношения Аси и господина Н.Н.

Словесная характеристика Аси в повести «Ася» предрекает трагичный исход зарождающихся отношений героини и господина Н.Н.

По природе своей Ася - натура противоречивая от самых своих корней. Стоит только вспомнить отношение девушки к матери и своему происхождению:

Девушка любила, чтобы на нее обращали внимание, и одновременно с тем боялась этого, так как была достаточно робкая и стыдливая.

Ася грезит о герое, который станет для нее воплощением счастья, любви и мысли. Герое, который сможет безропотно противопоставить себя «людской пошлости», чтобы спасти любовь.

Ася увидела своего героя в господине Н.Н.

Рассказчик полюбился девушке с первого момента их знакомства. Она хотела его заинтриговать и при этом показать, что она - родовитая барышня, а не какая-то там дочь горничной Татьяны. Это несвойственное для нее поведение повлияло на первое впечатление, сложившееся у господина Н.Н.

Затем она влюбляется в Н.Н. и начинает ожидать от него не просто действий, а ответа. Ответа на волнующий ее вопрос: «Что делать?» Героиня грезит о подвиге, но так и не дождется его от возлюбленного.

Но почему? Ответ прост: господин Н.Н. не наделен душевным богатством, присущим Асе. Образ его достаточно скуден и немного уныл, хотя не лишен нотки назидательности. Таким он предстает перед нами по мнению Чернышевского. Человеком с трепещущейся, мучающейся душой видит его сам Тургенев.

«Ася», характеристика Н.Н.

Души сердечные порывы, раздумья о смысле жизни были незнакомы герою повести Н.Н., от имени которого ведется повествование. Он вел распутную жизнь, в которой делал, что хотел, и думал только о собственных желаниях, пренебрегая мнением других.

Его не заботили чувство морали, долга, ответственности. Он никогда не думал о том, какие последствия понесут его действия, при этом самые важные решения перекладывая на плечи других.

Однако Н.Н. - не полное воплощение плохого героя повести. Вопреки всему он не утратил способности понимать и разделять добро от зла. Он достаточно любопытен и любознателен. Цель его странствия - не желание познать мир, а мечта узнать много новых людей и лиц. Н.Н. достаточно самолюбив, но ему не чуждо чувство отвергнутой любви: ранее он был влюблен во вдову, которая его отвергла. Несмотря на это, он остается добрым и достаточно приятным юношей 25 лет.

Господин Н.Н. осознает, что Ася - девушка со странностями, поэтому боится в будущем столкнуться с неожиданными поворотами ее характера. Кроме этого, женитьба видится ему как неподъемная ноша, в основу которой входит ответственность за чужую судьбу и жизнь.

Побоявшись перемен и переменчивой, но полной жизни, Н.Н. отказывается от возможного взаимного счастья, взвалив на плечи Аси ответственность за принятие решения об исходе их отношений. Совершив таким образом предательство, он заранее предрекает для себя одинокое существование. Предав Асю, он отверг жизнь, любовь, будущее. Однако упрекать его Иван Сергеевич не спешит. Так как он сам расплатился за совершенную ошибку...

Похожие публикации